|
Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Зачем пиарить многодетность?
Анна Ершова
2 сентября 2008 г. Источник: Фома.Ru
Всегда, когда на сайте появлялись материалы о большой семье и даже когда я просила «накидать» мне тем для статей в своем блоге, в обсуждении разгорались нешуточные споры. «Что вы все о многодетных!» – упрекают нас. «Хватит рисовать красочные неправдоподобные картинки!» – вторят другие. Недавно мне пришло письмо – реакция на подобные отзывы – от нашего автора Людмилы Селенской. С небольшими сокращениями я публикую его.
Хочу добавить от себя, что я сама не являюсь адептом ни «планирования семьи», ни «обязательной православной многодетности». Я много раз подчеркивала свою точку зрения – это сугубо личное дело семьи. Никто не вправе обсуждать и осуждать внутрисемейное решение по этому вопросу. Но мне лично, также как и автору письма Людмиле, неприятна агрессия в адрес многодетных. Я снова повторюсь – мы писали и будем писать о многодетных именно потому, что это редкое явление в сегодняшней жизни, и фокус на эти семьи наводится гораздо реже, чем на какие-то другие явления.
Мне непонятна такая вещь: как песчинка может перевесить булыжник? Вся жизнь сейчас и в России, и в Европе – уклад, общественное мнение, финансовая ситуация, – настраивает на маленькую семью, если вообще таковую. Многодетные загадочны, как инопланетяне и редки, как мамонты. Но стоит появиться в «Фоме» статье о счастье многодетной семьи, как она вызывает бурю негодования, недоумения, тревоги и призывов такие статьи отменить. Обвиняют в агитации, профанации, безответственности, натянутости и подтасовке фактов.
Почему так задевает статья или интервью? Почему читателям мерещится упрек? Безответственные родители бедных детей, как они посмели упрекать малодетных!
Почему мы можем порадоваться за выигравшего миллион, занявшего первое место на соревнованиях, успешно ведущего бизнес, а многодетным хочется поставить подножку? Почему они вызывают негодование? Прозвучал даже призыв вообще не затрагивать эту тему ввиду заведомой невозможности всем прийти к единому мнению. Мол, все мы люди взрослые, и каждый все равно останется при своем. Так что нечего и обсуждать.
Когда впервые появилась страшная болезнь СПИД, о ней кричали на каждом шагу, по телевизору без конца крутили ролики, предупреждающие о способах передачи вируса и призывающие к осторожности. Потом к СПИДу привыкли, и все решили, что все и так понятно, и прекратили напоминать о заболевании. Небольшого перерыва было достаточно, чтобы выросло поколение людей, имеющих о болезни самые смутные представления. И в результате в Америке и в Европе был чудовищный скачок заболевания среди молодежи. Пока взрослые молчали, «вылупились» новые птенцы, не подозревающие об опасности.
Каждый день подрастают девочки, ищущие жизненных ориентиров, впитывающие все, о чем говорят вокруг. Много ли у них шансов услышать, увидеть, почитать о счастливых родителях, о больших семьях? Почему не дать им шанс? Есть большая вероятность, что интервью затрется в памяти, забудется за другими мощными впечатлениями, за ежедневно рисуемым в СМИ образом красивой и «свободной» женщины, – но почему не дать им возможность заглянуть в глаза многодетной мамы, если в ближайшем окружении такой мамы нет?
Если сидеть с калькулятором и умножать шесть тысяч – лечение одного зуба – на возможное количество детей, помноженное на тридцать два – не только всякая охота на продолжение рода пропадет, а вообще впору живым в гроб ложиться. Если представить, что ребенку дорогое питание потребуется, да еще он окажется бестолковым, и надо будет репетиторов нанимать, да музыка, да английский, да на море свозить, да мобильник потребует дорогой, да компьютер, да на выпускной нарядить не хуже, чем остальные… Гарантии где? А если мужа с работы уволят? А если заболеем?
«А если Вы не живете – то Вам и не умирать».
Ну хорошо, кого-то страшная цифра в калькуляторе отпугнула и человек не решился иметь много детей. Но почему мама семерых из Урюпинска не дает ему покоя? Почему он считает своей обязанностью заподозрить ее в эгоизме, бездумности, а редакцию, напечатавшую материал, обвинить в агитации неправильного образа жизни?
Читатели, оставляющие возмущенные комментарии, призывают к тщательному и вдумчивому планированию семьи. Если бы призывали люди неверующие – тут еще я понимаю. Но откуда такая убежденность в своей правоте у православных? Неужели у православного человека может быть такое бесстрашное отношение к этой деликатной теме? Люди цитируют социальную концепцию РПЦ по данной теме. Но ведь одно дело – снисхождение к немощи человеческой, к обстоятельствам жизни, к слабому здоровью, и другое дело – возведение послабления в норму, а еще и призыв к этому как к единственно правильному образу жизни! Как будто все только в наших руках, как будто нет ни Промысла Божия над нами, ни помощи, как будто можем росту себе прибавить хоть на один локоть!
О тяжелых обстоятельствах я знаю не понаслышке. Две моих подруги перенесли тяжелую форму рака и родили после этого двоих детей. Но первые годы после выздоровления забеременеть для них было бы почти равнозначно смерти. Друзья живут в стесненных условиях, и помощи ждать неоткуда. У других знакомых больной ребенок, а у родственников плохие семейные отношения… Я согласна, что многодетность – не для всех, не все могут это принять, вместить. Но когда людей обвиняют в безответственности и жестокости по отношению к детям, которые не просили их рожать… А мы просили нас рожать? Мы жалеем, что родились? Мы-то уникальные творения в количестве одного экземпляра, нас не могло не быть, а вот семикратность Петровых настораживает. Семикратность – явный перебор…
Не все, вступившие на этот путь, готовы к этому, не все преуспевают. Есть родители, падающие под непосильной ношей. Есть явно переоценившие свои силы. Но почему на них смотрят с затаенной надеждой, что не справятся? Почему ликуют при их поражении, хотя бы и временном? Почему возмущаются, что десять детей дворника-таждика едят гусениц во дворе, но спокойно переступают через них по дороге на вечеринку?
Если рассчитывать только на свои силы – тогда и без детей жить страшно. И замуж страшно. Все дорожает, на работе сокращения, в метро бомба, в садике отравили детей, учителя берут взятки, а маньяка до сих пор не поймали.
Но в разгар перестройки, когда люди не решались рожать и ругали всех и вся, нам довелось испытать на себе и Промысл, и чудо, и заботу – оттуда, с Неба, когда мои сорокалетние родители узнали, что ожидают малыша. Третьего. Мне было пятнадцать лет. Папа решительно изменил свою жизнь, шагнул в неизвестность – и был поддержан. Маму пугали рождением урода, ухудшением без того неважного здоровья, преждевременной смертью, загубленным покоем и отравлением жизни старших детей, то есть моей и брата. А я захлебнулась от счастья и относилась к братику скорее как к сыну. Всю жизнь мы не доживали до зарплаты, экономили, а тут на нас посыпалось, как из рога изобилия. Пособие на ребенка нам платили не из собеса, а прямо Сверху.
Кстати, интересный факт. Одна из бабушек очень поддержала тогда маму, сказала: роди, поможем. И брат, не зная об этом, был необыкновенно нежен к бабушке. И до сих пор у него, восемнадцатилетнего модного парня, выступают слезы на глазах при ее упоминании.
Может, мне повезло, но почти все мои друзья и многие знакомые – многодетные родители. Их дети «пригляжены», хорошо учатся и занимают призовые места по плаванию, поют, играют на пианино. Они для меня – как маячок. Как сказала одна чудесная мама с потрясающим чувством юмора: «На вопрос: «Кто Ваш муж?» я отвечаю: «Религиозный фанатик». И все вопросы сразу отпадают».
помнится суволга, что ли... писала, что многодетные семье получаются тогда, когда в семье легкая, (даже легкомысленная) безбашенная мама и спокойный, снисходительный папа, готовый с нею мириться. И нисего про "высокую степень социальной ответственности" и "способность самому определять, сколько детей будет в семье"
даже напротив, как я вас почитаю, так в большинстве слуаев многодетность есть следствие позиции "завелось - нехай живет", до определенной степени... хм... пофигистской
Девочка-напевочка
ДАЖЕ АРГУМЕНТЫ 7,8 И 9?
Вот меня эти "аргументы" просто УБИЛИ!!! После каждого аргумента хоцца плеваться и ругаться Просто какие-то анти-аргументы, а не аргументы.
Этот заезженный стакан воды...
Все эти "аргументы" вполне можно удовлетворить рождением 2-3 детей и совершенно не обязательно быть многодетным.
Преимущества многодетной семьи
В рамках деятельности фонда нам приходится работать с множеством самых различных по составу семей — от матерей - одиночек до многодетных. Общаясь с родителями и детьми — подопечными фонда, мы сделали ряд наблюдений, которые могли бы оказаться весьма полезными для тех, кто стремится к семейному благополучию.
Оказывается, эффективность процесса воспитания, своевременный запуск механизмов социализации детей, гармония отношений между супругами, снижение конфликтности в отношениях, эмоциональная среда и психологическая атмосфера в семье, физическое и психологическое здоровье детей — все эти факторы напрямую зависят от количества детей.
Конечно, мы не первые, кто делает подобный вывод. Более того, на эту тему существует большое количество публикаций, в том числе таких известных ученых, как Антонов, Бестужев-Лада, Лупандин, Сорокин и др. Но с другой стороны, наши наблюдения в подтверждение приведенного выше тезиса могут быть интересны в том смысле, что они получены благодаря своеобразному, почти неиспользуемому ранее подходу: семья рассматривается здесь не как объект научного исследования (например, социологического опроса), но, прежде всего, как адресат и получатель той или иной социальной помощи.
Последнее обстоятельство дает возможность выйти на более открытый, не перегруженный излишней официальностью уровень коммуникации, позволяющий более эффективно изучать процессы, протекающие в семье.
Сравнив разные типы семей, выделенные по критерию количества детей, мы пришли к заключению: оптимальной средой для воспитания и социализации ребенка является семья, в которой воспитываются трое и более детей.
И вот какие аргументы мы хотели бы привести.
Аргумент 1
Семьи с несколькими детьми всегда более дружны. Межличностная сплоченность членов семьи здесь гораздо выше, чем в малодетных семьях. Можно смело утверждать, что многочисленные исследования психологов, свидетельствующие о том, что в многодетных семьях дети вырастают более отзывчивыми и заботящимися друг о друге, являются полностью верными и неоднократно подтвержденными на практике.
Аргумент 2
Еще одним преимуществом является то обстоятельство, что, как правило, человек, выросший в многодетной семье, очень коммуникабелен. Такие люди всегда приятны окружающим и часто добиваются успехов в самых разных областях.
Аргумент 3
Доказано, что дети укрепляют семью и сильнее объединяют супругов, ибо являются результатом их любви и близких отношений. В семьях с несколькими детьми разводы случаются намного реже, чем в семьях, где один—два ребенка.
Рождение каждого последующего ребенка вносит в семейную жизнь не только заботы по уходу за новым членом, но и свою новизну в отношения супругов. Как правило, родители в большой семье живут вместе всю свою жизнь и празднуют не один юбилей совместной жизни.
Аргумент 4
Давно известно также, что один ребенок в семье вырастает эгоистом, что само по себе экономически невыгодно. Бытует расхожее заблуждение, что наличие нескольких детей в семье — это большие расходы. Но ведь не меньший, если не больший ущерб, как в психологическом, так и в экономическом отношении родителям приносят дети-эгоисты, не имеющие братьев и сестер и думающие только о себе. При этом можно легко опровергнуть миф об экономических причинах малодетности, проанализировав формы репродуктивного поведения среди представителей разных слоев населения.
Несложно проследить, что сейчас даже очень богатые люди имеют не более двух (!) детей. Почему? Вроде бы и условия позволяют, и деньги есть. Ответ очень прост: «так удобнее», «у всех сейчас так». К слову, заметим, что многие родители, имеющие больше двух детей, говорят о парадоксальной закономерности: с каждым новым ребенком благосостояние семьи улучшается.
Этому можно найти и весьма простое объяснение: ответственные родители с каждым пополнением в семье сами начинают активно искать способы улучшения собственного материального благополучия, и у многих это получается. То есть дети в данном случае выступают неким стимулом для повышения материальной обеспеченности семьи.
Аргумент 5
Большая семья создает человеку имидж сильного и успешного человека, который не зря живет на этом свете и может справедливо сказать друзьям: «А вам слабо?». На Кавказе, где люди славятся своим гордым нравом и горячим характером, традиционно распространена многодетная семья, причем это касается как мусульман, так и христиан, населяющих данный регион.
Такими же были и репродуктивные установки наших предков. Но в какой-то момент произошел серьезный надлом в нравственной сфере, вследствие которого наше общество отходит от любви к детям и становится на тупиковый путь массовой «детобоязни».
Аргумент 6
Хотелось бы также обратить внимание читателей на один немаловажный момент, касающийся нашей старости. Посмотрите, сколько сейчас пенсионеров, которым некому подать даже кружку воды!
В былые времена такого не было, и не только потому, что воспитание было построено на других ценностных ориентирах, но еще и потому, что 80—100 лет назад детей в семьях было гораздо больше, и всегда находились заботливые чада, помнящие о своих родителях. Сегодняшние старики оказались в такой незавидной ситуации только из-за того, что имели одного-двух детей.
Это так называемые издержки малодетности, жертвой которой оказались многие люди преклонных лет. У кого-то сын в другом городе, с кем-то дочь поссорилась, у кого-то единственный ребенок оказался не самым благополучным и не оправдал возложенных на него надежд.
Однако, очевидно, если бы детей было больше, тогда и шансы на заботливое отношение наследников, а, следовательно, и на гордость своим потомством были бы на порядок выше. Сложно встретить пенсионера — многодетного отца, от которого бы все дети вдруг взяли и отвернулись. Хотя бы кто-то из них все равно помнит и помогает. Одним словом, дети — это вложение в собственное будущее и забота о грядущей старости.
Аргумент 7
Родителей в большой семье всегда отличает какое-то особое мужество и необыкновенная любовь к жизни. Только сильный человек с высокой степенью ответственности, способен самостоятельно определять, сколько детей будет в его семье.
Только мужественный и независимый человек способен на самостоятельный выбор, а последний всегда достается сложнее, чем следование на поводу у толпы, у сложившихся антиобщественных настроений. Не поддаться всеобщей истерии в погоне за сиюминутными благами и не потерять самое дорогое, что может быть у человека, — эта задача по плечу далеко не всем родителям. В конце концов, психологическая устойчивость личности измеряется ее способностью делать самостоятельный выбор.
Аргумент 8
Перечисляя многие плюсы многодетной семьи, заметим также, что семья — это уникальный жанр социального творчества. Вы можете создать свой шедевр.
Для того чтобы как-то заметно реализовать себя в других сферах, необходимо много условий: образование, навыки, талант, деньги, связи и т.д. А семья доступна каждому из нас, более того, она необходима всем. И чем больше ваша семья, тем больше у вас возможностей для социального творчества. Такой может быть только ваша семья — она одна, таких больше нет нигде и ни у кого.
Ваш начальник, к примеру, зарабатывает больше денег, но он несчастный человек — у него нет детей. Он, может быть, подчас и не знает, для кого и для чего живет. А вы, возвращаясь с работы, открываете дверь и вдруг слышите громкий многоголосый крик: «Папа!» (или «Мама!») — и шесть, а то и восемь детских рук обвивают вашу шею. И разве это не самое главное в жизни?
Аргумент 9
В то же время большая семья всегда характеризует человека как в некотором смысле альтруиста, т.е. человека, готового пожертвовать какой-то степенью собственного комфорта ради детей.
Осталось уже не так много людей, которые живут не ради себя, а ради своих детей. Всё меньше становится женщин, готовых отказаться от карьеры ради семьи и детей. Мы слепо копируем западную модель семьи и деторождения, которая уже привела развитые страны к завершающей стадии депопуляции. Сейчас в Париже бытует поговорка: «Франция — это страна, где когда-то жили французы». Вполне возможно, что эти слова актуальны уже не только для Франции.
Мораль проста: народ, неспособный обеспечить собственное воспроизводство, обрекает свою территорию на заселение другими народами. Такова закономерность исторического развития человечества.
Аргумент 10
Существует общеизвестное представление о смысле нашей жизни, которое сводится к необходимости сделать что-то доброе, что-то после себя оставить (написать книгу, посадить дерево, построить дом и т.д.).
Так вот, ребенок — это продолжение вас. А если детей у вас несколько, значит, именно столько полезного вы после себя и оставили.
Попробуйте спрогнозировать будущее. Неужели не легче будет продвигаться в жизни вашей дочери, зная, что два или три ее старших брата всегда дадут дельный совет, поддержат и придут на помощь в трудную минуту?
Автор: И. Белобородов
Цитата: | И, наконец, о самом болезненном. Текущий год принес публикации в церковных изданиях, где люди, обличенные духовной властью, высказываются о том, что для спасения не обязательно иметь много детей. Я далека от желания пасти пастырей, и обсуждать где-либо эти статьи. Я только с болью наблюдаю, с какой радостью и облегчением воспринимают молодые сестры эти тексты. Получается, что можно и детей родить «в меру», и в царство Божие войти. |
О! Значит не одна я такая дура, которая это заметила. Чуть ли не с цитатами из Библии доказывают, что детей рожать - не Богоугодное занятие...
Почетно ли быть многодетными?
Наталья Ялтанская
29 июля 2008 г.
Источник: Православие и мир
Дерзну утверждать, что этот вопрос, в той или иной форме, вставал перед каждой семьей. Мы с мужем ответили на него положительно, но в этой статье я бы не хотела никого агитировать. Мне хочется просто показать, как выглядит проблема «изнутри».
изображение
Большая семья Ялтанских
Разбирать взаимоотношения многодетной семьи и общества я начну с внутрисемейных отношений. Принято считать, что количество детей в семье почти целиком зависит от матери, но мой многолетний опыт убеждает меня, что это не так. Да, женщине предстоит родить, выкормить, обучить еще одного ребенка. Однако, глобальные вопросы: «Где будет жить семья? На что жить? Как дать детям образование? Как воспитать их настоящими христианами?», - предстоит решать отцу, и его выбор, его решимость родить ребенка не менее труден и ответственен, чем матери. Не зря же написано в Евангелии: «Авраам родил Исаака.»(Мф,1:2) В нашей семье разногласий по этому поводу никогда не было, без признаков диктата с чьей-либо стороны. Может быть, это один из секретов нашей устойчивости к внешним бурям. «Царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.» (Мф,12:25)
Немного истории. В 1944г. в СССР были учреждены медали «За материнство» (серебряная и золотая), ордена «Материнская слава» ( I , II , III степени) и «Мать героиня». Этих знаков удостаивались женщины, родившие и воспитавшие, соответственно пять, шесть, семь, восемь, девять, десять и более детей. К наградам, очевидно, прилагались кое-какие привилегии. Тогда же и их обладательниц стали называть, на мой взгляд, несколько пренебрежительно – многодетные. Заметьте, в 44-м году ряд начинался с пяти детей. С развалом СССР канули в лету и советские ордена и медали. В России нет государственных наград за материнство. Пару лет назад Патриархат нашей Церкви учредил знак «За материнство», судя по всему, эта награда не получила широкого распространения. Может быть, еще не время? Лишь в этом году губернатор Московской области в честь года семьи утвердил награду для матерей, имеющих 5 и более детей. К слову сказать, к награде прилагается 100 000 рублей, и получить ее, не так-то просто. Нужна характеристика с места работы (!), нужно, чтобы были приличные жилищные условия, чтобы дети были в школах и садах на хорошем счету. Да! Есть еще «Удостоверение многодетной семьи», которое вы можете получить в собесе, изрядно побегав, и которое дает небольшие льготы на оплату кое-чего. Вы чувствуете разницу? Вместо орденов и медалей – удостоверение о праве на льготы. Итак, по крайней мере, в глазах правительства, престиж материнства явно упал с 44-го года. А в глазах простых людей? В глазах людей церковных? Расскажу о нашем опыте.
изображение
Большая семья Ялтанских
Наша третья дочь родилась в 1997 г. Мы стали маргиналами сразу, как только люди заметили мой живот. Мы живем в маленьком подмосковном городке. У нас на улицах с половиной людей здороваешься, а ¾ знаешь в лицо. «Вы что с ума сошли?!», «Ну зачем, зачем?!», «Как вы решились?!», «Смелая, Вы, женщина! (с интонацией: во, дура-то!)». Родные были более категоричны: «Ну, вы со своей мракобесной церковью совсем того…» Далее следовали рассказы о том, как плохо будет скоро нам и нашим несчастным детям, о том, что нам не хватит здоровья, сил, денег; что не прокормим, не вылечим, не сможем дать образование. А я? Я, естественно, пугалась, несмотря на всю свою решимость. Потому что кто из нас может сказать: «Хватит, прокормим, вылечим, сможем»? Потому что это не в наших руках, а в руках Божиих. И я честно переходила на другую сторону улицы, старалась не посещать детскую поликлинику и возить еду из Москвы. Пожалуй только супруг был неизменно бодр и благодушен. Он в конце дня возвращал мне утраченную было уверенность и бодрость духа.
И еще в храме я могла вздохнуть свободно. Надо сказать, что тогда в наших храмах не было столько детей, случалось, что мой младенец был единственным причастником, да и молодежи стояло значительно меньше, чем сейчас. Но! Те самые старушки, которых сейчас так модно ругать за грубость и бестактность, в неизменных платочках и длинных юбках, никогда не спрашивали, как я на это решилась. Им и так было все понятно. Они неизменно твердили: «Слава Богу!», когда я сама готова была воскликнуть: «Господи, за что?!» Вот несколько высказываний, которые давали мне силу жить в то время. «Сделать аборт – все равно, что отречься от Христа» (Духовник). «Впрочем, спасется (жена) через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим,2:15) «Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба..» (Поучение Владимира Мономаха)
Позднее, я часто спрашивала себя: «Почему ко мне цепляются на улице малознакомые люди? Что я им сделала? Я же не трогаю никого» Сейчас мне кажется, что трогаю. Задеваю своим существованием. Поговорите по душам с людьми старшего поколения. Кто из них никогда не делал аборты? Сколько у них детей? Только честно. Они не знали, что делают? Да, не знали, у этого поколения отняли Бога. Но душа-то чувствует приближение страшного греха, и трепещет. Редкая женщина спокойно шла на это. Как правило, мучилась и колебалась. И решалась. Потому что «не смогу, не дам, не выращу» И если у нас все хорошо, то, выходит, она зря решилась. Мы им как укор – могли бы и оставить. Это я сейчас понимаю. А тогда мне было страшно, и больно. Я – изгой в своем народе. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир..» (Ин, 16:33)
С рождением четвертой дочки нам стало легче. Шел 99-й год. Храмы наполнялись молодежью и детьми. Да и вообще дети начали, наконец, рождаться. Конец света не наступал. Детки росли здоровыми и радовали. Благосостояние росло. Я привыкла к своему положению, стала увереннее, и окружающие пообвыклись. Родные махнули на нас рукой. Многие стремились помочь, чем могли, хоть в душе и не одобряли. Мы справлялись, разумеется, с помощью Божией.
Замечу, что за всю тринадцатилетнюю историю моего православного многодетства мне лишь однажды пришлось услышать традиционно православное обвинение в том, что у меня много детей - вы, мол, невоздержанно живете. Все остальные вопрошатели, «почему столько», имели ввиду, очевидно, другое – банальные ПЗС.
Потом грянул юбилейный 2000-й год. Моя подруга прибежала к нам в дом возбужденная радостной новостью: «А ты знаешь, православная церковь разрешила презервативы!» «Не может быть», - сказал муж, и пошел разбираться в Интернет. Через 5 минут стало ясно, что братья и сестры (особенно сестры!) весьма творчески переработали для себя Социальную концепцию РПЦ, а именно, тот самый, всем известный пункт о семье и чадородии.
Тогда же нас заметили светские СМИ. О нас сделали несколько публикаций. Удачных и не очень. Притом, что материальной помощи от государства мы практически не видели. Помогали нам частные лица, и серьезно помогали, но государство – почти нет. Я это к тому, что многие решили, что раз о нас пишут в газетах, то мы имеем серьезное муниципальное подспорье, и обиделись. Напрасно. У нас в стране, а может и в мире, мало что приспособлено для больших семей, и льготы у нас меньше, чем у пенсионеров и ветеранов труда. Мы не объедаем сограждан.
Тогда же заговорили о том, что женщины должны рожать, иначе стране не жить. Меня лично такие «должны» оскорбляют. Нет, я люблю свою страну, и детей стараюсь воспитать патриотами. Но это ж кем надо быть, чтобы рожать детей в интересах государства?! Я могу еще понять в интересах личного спасения, или из любви к мужу, или из любви к младенцам, или чтобы обеспечить себе старость. Но из любви к государству?! Люди, такое бывает?!
Мне кажется, что последовавший затем новый виток общественного отторжения материнства и многочадия (а он последовал!) был отчасти спровоцирован этой неумелой, грубой агитацией. В мире, где все должны мне, а я никому не должен, разумно ли заявлять, что НАДО рожать?!
Мы больше не одиноки. В нашем приходе, например, сейчас не менее пяти семей, имеющих пять и более детей, и будут еще, я уверена. Но храм, к сожалению, постепенно перестал быть местом, где тебя понимают без слов. Молодые православные женщины, имеющие обычно 3-х, 4-х детей возмущаются в Интернете и вслух: «А я больше не хочу, мне и так тяжело. А я и не должна, вот в Социальной концепции… А у них 8, и все грязные!», или просто вздыхают: «Не дай Бог. Не сейчас.» и за всем этим сквозит неуверенность: «А вдруг у меня не получится «достойно воспитать.» (выражение из Социальной концепции РПЦ) Ясно, что позитива в общественное мнение о многодетных такие разговоры не добавляют. Не чувствуется в них ни радости материнства, ни умиротворенного ощущения примирения с Богом. И вполне естественной мне кажется реакция внешнего мира: «Ты сама этого хотела!» Слава Богу, что есть и светлые , жизнеутверждающие публикации, исполненные веры. Искренней любви, простоты и мудрости. Например, рассказы матушки Галины Соколовой, вдовы погибшего протоиерея Феодора (Соколова).
Надо сказать, что написать хорошую статью о многодетной семье очень сложно. Я думаю дело здесь в том, что на духовном уровне нельзя противопоставлять малодетных матерей многодетным. Такого противопоставления быть не может, так как мера православности все-таки не в количестве детей, а в искренности и глубине стремления к Богу. А на бытовом уровне жизнь многодетной семьи принципиально отличается от семьи малодетной, поэтому вопросы, которые в таких публикациях возникают, на самом деле вообще не стоят. Проблемы, конечно, есть, но они другие, не знакомые, как правило, ни редактору, ни корреспонденту ни малодетному большинству. Вот и выходят интервью либо тоскливые, либо неправдоподобно глянцевые. Кроме данного издания, мне нравится то, что в этом направлении делал и делает журнал «Фома»
Несколько слов скажу о телевидении. Я не знаток этого жанра, в отличие от многих соотечественниц, суждения составляю из случайно подхваченных в общественных местах отрывков. Так вот. Года три назад о многодетных семьях или вообще не говорили, или показывали откровенные отребья. В последние годы делают отдельные передачи, даже с присутствием священника, но людей приглашают, мягко говоря, неадекватных. Где они их только берут? Или так: идет нейтральная к нашей теме передача, «Суд идет, например». Преступница – 3-й ребенок у матери, которого вообще бросили. И так – не раз, не два, даже на мой отрывочный взгляд. Зачем? Это что, новый стиль такой, как в эпоху застоя, хоть походя, но в каждом фильме плюнуть в религию? Нет желания разбираться…
И, наконец, о самом болезненном. Текущий год принес публикации в церковных изданиях, где люди, обличенные духовной властью, высказываются о том, что для спасения не обязательно иметь много детей. Я далека от желания пасти пастырей, и обсуждать где-либо эти статьи. Я только с болью наблюдаю, с какой радостью и облегчением воспринимают молодые сестры эти тексты. Получается, что можно и детей родить «в меру», и в царство Божие войти. Получается, что есть в Раю и нераспятые. Вы читали «Письма Баламута» К.С. Льюиса? Помните то замечательное место, где бесы бегают с огнетушителем во время наводнения, и заставляют людей переходить на ту сторону лодки, которая и так под водой? Так вот, мне кажется, что бороться с ханжеством в эпоху всеобщей распущенности, равно как заявлять, что многодетство не является условием спасения, в то время как 90% православных женщин предохраняется от беременности – это одного порядка действия.
У нас с мужем сейчас восемь детей, младшему – год с небольшим. Круг моего общения почти сплошь православный. И опять я все чаще слышу вопрос, который притих было лет на пять – шесть: «Вы еще рожать будете?» И такая надежда светится в глазах, а вдруг я скажу: «Нет, хватит». Ведь это опять будет значить, что можно. Значит, можно и им, у каждого своя мера, у вас своя, у нас своя, у нас 8 детей, а у них будет 2 ребенка. Но я не могу сказать: «Хватит», а только - «Как Бог даст»
Итак, почетно ли быть многодетными? Мне кажется, лучше не задаваться этим вопросом, т.к. слишком короток век и неизмеримо дороже Вечность с Богом, который призывает нас любить Его, а, значит, не о почете наша забота, а о служении Ему всем сердцем своим, всем существом своим.
Господи, даруй нам силы, разумения, терпения и любви. Аминь
На пороге -- демографический штиль
Открытие Сергея Капицы о демографическом переломе в истории человечества коррелируется даже с выводами «традиционной» демографии. При этом демографы убеждены, что перенаселение планеты к середине XXI века сменится дефицитом людей.
ХХI век начался с конца демографического взрыва. Число людей еще продолжает расти, но намечается депопуляция — естественная убыль населения при росте рождаемости. Это явление, когда рождаемость растет волнообразно и даже угрожает перенаселением, но при этом в разных частях света не перекрывает смертность, еще называют демографическим цунами. На гребне волны нового явления оказалась Россия. В 1992-м, после развала СССР, в стране началось резкое сокращение населения, совпавшее с годами реформ и болезненным становлением государственности. По данным Росстата, со 149,2 млн человек в 1991 году число россиян сократилось до 142,3 в 2008-м.
В 2002-м впервые после 1985 года был зарегистрирован продолжающийся и сегодня рост рождаемости. А в 2007-м заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Любовь Глебова заявила, что к 2025 году «россиян будет на 1,5—1,8 млн больше», то есть 144—145 млн. Однако оптимизм российских чиновников не разделяют эксперты ООН. По их прогнозам, число россиян сократится до 100—116 млн. «Вилку противоречия» и образует так называемое демографическое цунами. Главных причин у экзотического вида цунами три. Первая — глобализация: люди повсюду покидают деревни и переселяются в города, где ребенок в семье — лишний рот. Вторая: в мире растут уровень образования женщин, количество разводов, абортов и снижается количество не только ранних браков, но и браков как таковых. Третью причину образно сформулировал демограф из США Бен Веттенберг: «Капитализм — лучший контрацептив». Он едко обосновал очевидное: растущее благосостояние ведет к жизни для себя, что сокращает число новорожденных.
Кто не хочет делать детей
Впрочем, пока у планеты другая проблема — Земля перенаселена и будет перенаселяться. С 6,1 млрд в 2008 году человечество увеличится до 9 млрд к 2050-му. Однако с середины столетия, по прогнозам экспертов ООН, население планеты пойдет на убыль. Причем демографическая революция — и в этом ее главный сюрприз, в который сегодня трудно верить, — начнется не с развитых стран, а с развивающихся. Именно густонаселенные Китай, Индия, Бразилия, а еще раньше Россия, выступят лидерами не только темпов экономического роста, но и сокращения населения после 2015—2025 годов. Они продолжат тенденцию Европы, где сегодня рождаемость падает настолько, что стала ниже уровня естественного восстановления. Так, для воспроизводства общества нужно, чтобы женщина рожала 2,15 ребенка. Во Франции и Ирландии, где, по данным Еврокомиссии, самая высокая рождаемость в ЕС, на каждую женщину приходится лишь по 1,8 ребенка. В России — 1,7.
Как же были ошеломлены эксперты ООН, когда установили, что в Китае рождаемость снизилась с 5,8 ребенка на одну женщину в 1972 году до 1,8 ребенка в 2005-м. И хотя до 2019 года население Поднебесной будет расти — до 1,5 млрд, — это мало что изменит: после 2017—2020 годов оно пойдет на спад. При росте населения в мире рождаемость сокращается почти везде, где динамично развивается экономика, — таков факт новой демографической революции. Исключение в будущем составят лишь патриархальные общества — страны Ближнего Востока, в Азии — Монголия, Филиппины, Пакистан, частично Индонезия, в Европе — Албания, в Африке — узкая полоса ее экваториальной части.
Для России прогноз ООН звучит как приговор: 142-миллионная нация к 2050 году сократится до 90—100 млн, отодвинется с 5-го на 17—20-е место в мире. Однако прогноз правительства России, принявшего «Концепцию демографической политики России до 2025 года», противоположен выкладкам ООН. К 2025 году россиян станет на 2 млн больше. Как?
Стратегия №1: «Плодитесь и размножайтесь»
В кулуарах российского правительства настороженно изучают прогнозы ООН и Института социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН. По ним, к 2016 году нас станет не только меньше, количественный разрыв между мужчинами и женщинами увеличится в пользу прекрасного пола: вместо нынешнего соотношения 4,3:2 он вырастет до 5:2. Данные Росстата за 2007 год лишь подтверждают тенденцию: в прошлом году умерли 2,2 млн человек, а родились 1,5 млн. Естественная убыль составила 700 тыс. человек против 800 тыс. в 2005-м. Темпы роста смертности замедлились, но рост рождаемости не превысил смертность.
«С демографическим кризисом бороться надо, — уверен Игорь Белобородов, директор Центра демографических исследований, — но экономическая составляющая мер, или так называемый материнский капитал, когда за рождение второго и третьего ребенка государство доплачивает солидные «подъемные», это минимум. По этому пути шли многие страны, пытавшиеся влиять на уровень рождаемости. Но, ограничивая свои программы экономическими мерами, они попадали в ловушку. Та же Европа принимала грамотные меры — упрощала трудовые отношения для работающих матерей и даже частично — отцов, удлиняла им отпуска, платила пособия, улучшала жилищные условия. Результат известен: после Японии Европа стареет быстрее всех на планете. Нам, чтобы не попасть в эту ловушку, надо наряду с экономическими мерами менять ценности и ментальность. Поскольку именно нравственные установки определяют демографическое развитие, необходимо укреплять институт семьи. Нужно создать такую атмосферу в обществе, чтобы человек воспринимался как состоявшаяся личность за счет деторождаемости. Причем такой рождаемости, которая обеспечивала бы как минимум простое воспроизводство — не менее двух, а желательно трех детей. Это следующий шаг, который нужно предпринять после программы «материнского капитала».
Косвенно с Белобородовым солидарна история: сегодня в стране на одну женщину приходится 1,7 ребенка, в то время как в голодные 1920-е годы, когда уровень благосостояния смешно было даже замерять, на одну женщину насчитывалось шесть детей.
Стратегия №2: «Отцы и дети»
При этом, как признают многие ученые, даже если России удастся увеличить число своих подданных на 2 млн, ее ждет другая общемировая проблема — старение нации.
Если раньше в области старения наций лидировали Европа и Япония, то примерно с 2015—2018 годов будет стареть большинство стран с разным уровнем развития. Так, по данным ООН, с 2007 по 2050 год доля лиц в возрасте 60 лет и старше на земном шаре увеличится с 11% до 21%. В то же время доля детей и подростков в возрасте до 17 лет сократится на треть, до тех же 21%. Давление неработающих стариков на экономику мира будет расти, поэтому ООН разрабатывает программу по созданию условий для продолжения труда пожилых людей. Одна из составляющих программы — повышение возрастного порога выхода на пенсию, в том числе в странах, где продолжительность жизни не растет (почти вся Азия, Латинская Америка, Россия, Восточная Европа) и даже сокращается (Африка).
Но в России в этой проблеме, как признался высокопоставленный чиновник федерального правительства, «конь не валялся». По данным Росстата, минимальная пенсия в стране меньше прожиточного минимума, а ее повышения съедаются инфляцией. Поэтому отечественные пенсионеры, если здоровы и способны работать, идут работать. Но в их активности спряталась мина замедленного действия. Что ждет мир, когда сегодняшнюю опору трудовых ресурсов — поколения, родившиеся в 50—60-е годы прошлого века, — придет время провожать на пенсию? Нехитрая арифметика подсказывает: на 2020—2025 годы придется пик массового выхода мира на пенсию. Недавние забастовки во Франции, Германии, Италии и Австрии (там пока не заикаются о повышении пенсионного порога и не повышают размер пенсий) лишь прообраз масштабных конфликтов будущего между отцами и детьми.
Но если развитые страны намерены повышать пенсионный порог, то Россию и Китай ждут тяжелые поколенческие баталии, которые могут перерасти в конкуренцию за рабочую силу. В России тенденция очевидна: в будущем пенсионный порог повысят, а вышедшим на пенсию придется менять профессию — на ту, на которую будет спрос.
«Проблема не в увеличении возраста выхода на пенсию, а в том, чтобы в будущем почти половина трудоспособного населения России разом не оказалась на пенсии, — считает Наталья Римашевская, эксперт ООН по вопросам старения населения, ведущий научный сотрудник ИСЭПН РАН. — Поэтому одна из демографических стратегий страны — учет нового вида человеческого эгоизма: современный человек все меньше связывает собственное благополучие с числом рожденных детей, как это было всегда, он рассчитывает прожить жизнь за счет трудовых сбережений. Государству надо учитывать этот вид эгоизма и использовать его с тем, чтобы снизить нагрузку пенсионных выплат».
Стратегия №3: «Одна Земля — один дом»
«Второй подход самоубийствен, он приведет страну к упадку, — считает Валерий Тишков, эксперт ООН, директор Института этнологии и антропологии РАН, член Общественной палаты, — нам нужно открывать страну по примеру того, как Москву постепенно открывали для заселения мигрантами из деревень. Те функции, которые выполняли лимитчики, вдыхая жизнь в экономический организм города, теперь пришло время выполнять приезжим. Но уже на уровне страны, взяв столицу за пример — не лучший, но в целом удачный. Другое дело, нельзя создавать этнические гетто, которых, кстати, смогла избежать Москва».
Как полагают эксперты, Россия стоит перед выбором из двух моделей, по которым можно строить отношения с иностранными рабочими, — американской или европейской. Первая предусматривает этническую и корпоративную замкнутость общин в стране пребывания по примеру китайских чайна-таунов или кварталов гетто. Вторая — врастание иностранцев в российскую культуру, что способно обогатить ее новой этнической самобытностью.
«У меня нет сомнения в нежелательности для Российской Федерации, имеющей национальные образования, использовать американскую модель, — говорит ведущий научный сотрудник ИСЭПН РАН Жанна Зайончковская. — Надо отдавать себе отчет в том, что некоторые общины (китайская, вьетнамская, албанская, пакистанская и др.) этнически замкнуты и уклоняются от интеграции. Трудности на этом пути неизбежны, но нам надо учиться управлять потоками миграции, встраивая их в сложный механизм многоэтнической страны, ограничивая или запрещая неинтегрируемые потоки». Однако, как считают многие ученые, стране из-за идущей утечки мозгов придется не выбирать мигрантов, а подбирать то, что плохо лежит.
Итак, потенциальные последствия глобального демографического цунами огромны. Уже через полвека планете будет угрожать не перенаселение, а недонаселение. От того, как и где демографическое цунами прогуляется, зависит будущее многих народов, экономический рост или, наоборот, спад, а в итоге — жизнь.
Владимир Емельяненко
"Профиль"
Гоша, аха,утопчите все дороги, издышите весь кислород... а простым людям как жить?!
ТЕМА писал(а): | Недавно на "морге" в очередной раз начиталась , что из-за наших детей... плохие дороги! ... Уныло. | Почему уныло?-Занятно!По крайне мере выяснили причину одной из рос.бед.
Добавлено спустя 19 минут 24 секунды:
К слову пришлось(шутки ради): в соседней теме приглашаются многодетные семьи для участия в праздничном шествии по пр.Лаврентьева...
ну че прикалываться-то ?и так из-за многодеток дороги никакие,осталось только эту уделать!
ard, сил будет столько, сколько нужно . Дети ведь не только отбирают, но и дают!
Лично меня больше всего задевают упреки в том, что мы иждивенцы, сидим на шее у гос-ва и честных малодетных налогоплательщиков. Недавно на "морге" в очередной раз начиталась , что из-за наших детей... плохие дороги! Типа, деньги идут на их лечение - учение... Уныло.
ard, а как можно высчитать на скольких хватит сил? в жизни чего только не случается... У меня периодически нападает бессилие, так и на одного ребенка бы не хватило, а иной раз крылья вырастаю так, что Супермен отдыхает!...
Девочка-напевочка писал(а): |
ГДЕ ПАПА?!?
|
работает
А мне рисунок ОЧЕНЬ НЕ ПОНРАВИЛСЯ!
ГДЕ ПАПА?!?
Сколько можно семью показывать в виде мама с детьми + ну... кто-то еще.. вроде.. а! папа там еще бывает...
Когда я читаю все эти споры, сколько детей должно быть в одной семье, вспоминаю слова одного своего преподавателя в НГУ: Земля, как планета, по расчетам экономистов, в состоянии прокормить не более 10млрд человек. Если население Земли сильно превысит это количество, то возможен коллапс, или апокалипсис (мор, война и т.д.) Поэтому я - за сознательное многодетство. Сколько в состоянии поднять детей, столько и рожайте. Мне, например, и моих трёх достаточно. Ни одного не брошу на произвол судьбы. На большее количество детей ни физических, ни моральных сил не хватит именно у меня.
|
[Планирование беременности]
Витамины для планирующих беременность
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter" ошибки в отзывах пользователей не исправляются
|