Реклама

/Проекты Сибмамы/Сибмама. Интервью

Игра - не феномен культуры.

Игра - свойство живой материи...

Интервью с Вадимом Демчогом, исполнителем роли доктора Купитмана в сериале Интерны.Вадима Демчога многие знают по проектам на радио, телевидении и в Интернете: «Фрэнки Шоу», «Mr. Freeman», «Величайшее шоу на земле». Возможно, сибмамы знают его еще и по сериалу «Интерны», в котором он сыграл роль жизнерадостного доктора Ивана Натановича Купитмана. Мы пообщались с Вадимом Демчогом, который на деле оказался не только артистом-философом, но и педагогом-экспериментатором.


Что не так с детьми 21-го века, зачем нужно радикально перестраивать всю систему образования и играть с подростками до 11-го класса, наконец, что такое семейная мифология и почему важна сказка – обо всем этом мы побеседовали с Вадимом ДЕМЧОГОМ.

 

- Вадим Викторович, вы выпускник известного театрального вуза, сразу активно начавший работать в театре и на телевидении. И в то же время вы педагог, доктор психологических наук… Что побудило вас профессионально заняться психологией? Кто вы в большей мере – педагог, психолог или актер?

- Я не считаю себя ни профессиональным психологом, ни, тем более, психотрапевтом. Это не моя сфера деятельности: быть психотерапевтом – особая миссия. Я был, есть и буду артистом, шутом, клоуном, исследователем феномена творчества, феномена воодушевленности жизнью. Это мой контекст. Но дело в том, что исследование феномена творчества неотрывно связано с психологией и, как следствие, с психотерапией, по крайней мере, задевает эту сферу. В общем, вопрос в очередности: сначала я - актер, а уже потом, вдогонку - психолог и всё, что хотите.

 

Какая странная игра

- А как же ваша ученая степень доктора психологических наук?

- Она очень забавно появилась. Я написал веселые, энергичные, полные метафорической игривости книжки о природе творчества. Они (так получилось) оказались нашпигованы цитатами из огромного количества источников. Это и произвело впечатление на психологически ориентированных людей.

” - Мои друзья, среди которых очень много настоящих мастеров своего дела, и психологов, и психотерапевтов, увидели в этих книгах глубину изученного мною материала, некую новизну, и стали подталкивать меня к тому, чтобы я получил за это какие-то регалии. Я, как мог, отнекивался, мне не нужны были ни ученые степени, ни прочие «знаки отличия», я человек не из этой сферы.

- Но один из них, Владислав Лебедько, заведующий одной кафедр в МУФО (Международный институт фундаментального образования - некоммерческое многофункциональное международное научно-исследовательское учреждение, присваивающее собственные ученые степени и звания – прим. ред.) просто поймал меня на крючок актерского нарциссизма, сказав так: «Представь, после прочитанной тобой лекции на тебя наденут шапочку с кисточкой, черную мантию, и ты, как в кино, сфотографируешься во всем этом с именитыми профессорами...» Меня эта картинка очаровала, и я подумал: «Какой восхитительный сценарий. Давай поиграем в это», и вот теперь я хожу с этими «медальками»... позвякивая и поблескивая... и миру кажется, что это очень серьезно! И, тем не менее, сегодня это дает мне право учить и передавать свой опыт, потому что есть официальные «корочки». Спасибо Владу за настойчивость.

Интервью с Вадимом Демчогом, исполнителем роли доктора Купитмана в сериале Интерны.

” -  Почему я так скептически отношусь ко всему этому? Потому что я не планирую делать из этого шоу своей жизни. Лечить людей - не моя миссия. Моя миссия - воодушевлять их к жизни. Я «свечусь» теми знаниями, какие являются органической частью моего самоисследования на протяжении лет. Это знания о «Феномене игры», о методах воодушевленности процессом жизни.

 

Вирус воодушевления жизнью

- Вы объединили свои знания психологии и актерского мастерства в концепции «Самоосвобождающейся игры», книга с таким названием вышла в издательстве АСТ в 2004 году. Расскажите вкратце о ваших новаторских идеях.

- Проще всего объяснить что такое «Самоосвобождающаяся игра» можно через метафору «вируса воодушевления жизнью». У нас может быть всё, но если нет воодушевления жизнью, это всё не имеет смысла. Это воодушевление и фокусирует собой Феномен игры. Он ткется из ингредиентов, которые обнаруживают себя только в игре. Нужно войти в игру, чтобы понять, что это. А говорить об Игре, конечно же, невозможно и, более того, бессмысленно, убийственно. Поэтому ты невольно оказываешься ситуации, когда обходя защитные, концептуальные препоны людей, вынужден обманывать их ради того, чтобы затащить на глубину, вовлечь в некие «предлагаемые обстоятельства», войдя в которые они взрываются новыми ракурсами переживания реальности. Сначала взрываются непосредственным опытом, а потом сами находят формулу, как это работает, почему им так нестерпимо радостно в этот момент. Вроде бы нет ничего запланированного, заранее просчитанного, заученного наперед, но есть некое воодушевление, бесстрашие радость и любовь, которые толкают сквозь стены самоограничений, и ты даже не замечаешь как проходишь сквозь них. И все комплексы и страхи, которых люди так пугались когда-то, вдруг исчезают. Недаром и Гете, и Шиллер говорили, что человек становится человеком в истинном смысле только тогда, когда играет. Вся эстетика Шиллера светиться этим прозрением.

 

- Можно сказать, что это основа творчества? Ребенок, когда играет, творит?

- Несомненно. Но ребенок делает это бессознательно, его каналы еще не забиты, не передавлены концептуальностью, он в прямом взаимодействии с внешним миром. Он творит свою уникальную игру и через этот творческий акт познает внешний мир. Есть люди, которые не затоптали в себе эту радость творчества, став взрослыми.

” -  Это очень важно - предоставить ребенку пространство, в котором он легко может ошибаться, падать, вставать, учиться на своих шишках, свободно мыслить. Спустя годы предоставленная в детстве свобода сослужит ему большую службу.

 

Интервью с Вадимом Демчогом, исполнителем роли доктора Купитмана в сериале Интерны.

«Весь мир театр, и люди в нем актеры»

- Насколько я понимаю, вы не остановились на издании книги – она стала теоретической базой для вашего авторского проекта – необычного театра «Арлекиниада», актеры которого стали одновременно преподавателями в Школе Игры. Что же это за проект – театр или школа? Почему они существуют вместе? Каждый ли актер может быть педагогом?

- Не каждый актер может быть педагогом, более того, далеко не каждый актер мучим жаждой исследовать свой инструмент. Но только художник, заинтересованный тем, как устроена его скрипка, орган или фортепиано, достигает знания, которое в дальнейшем может передать другим.

” -  В педагогике для меня очень важна тройственная модель: ты только тогда сможешь успокоиться относительно познанного и открытого тобой, когда вырастил кого-то, кто смог передать этот опыт дальше.

В этом случае педагогическая модель закругляется, завершается. Возникает цикличность. У великого Баха есть фраза: «Верьте в учеников своих. Верьте так преданно, как можете. Только они спасут из реки забвения ваши труды. Ваши ноты».

Спустя несколько лет после того, как я написал свои веселые, взрывающие мозг книжки, вокруг меня образовалась группа молодых ребят, что начитавшись их, прижали меня к стене со словами: «Отвечай за базар». Потом возникло несколько спектаклей «Арлекиниады», «Закрой глаза и смотри», а потом уже к ним стали приходить люди и спрашивать: «Как вы это делаете?» И вот, воодушевленные этими вопросами, ребята стали обретать уверенность, у них возникло желание создать продукт, который не является ни спектаклем, ни мастер-классом, ни тренингом. Но и тем, и другим, и третьим вместе. И так возник формат, в котором зритель стал главным действующим лицом. И, войдя в контекст предложенной игры, уже сам отвечает на вопрос, как мы это делаем.

 

«Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться»

- Для чего создана Школа Игры – это скорее тренинг личностного роста или театральный мастер-класс? Решают ли её ученики, в первую очередь, свои психологические проблемы или ищут возможность творческой самореализации?

- Это та же самая модель: ученики не могли не возникнуть в процессе исследований природы творчества, они нужны мне, чтобы развиваться дальше. И сегодня я уже не могу сказать, что система (какой она является сейчас) моё порождение. Нет, это уже порождение командной работы. Кроме того, в процессе обучения они уже передают опыт другим, и так возникает та самая тройственная модель. Эта закругленная педагогическая цепочка очень важна. Если изначально задается такой стиль, человек оказывается в позиции передачи знания не ради самоутверждения, денег, или каких либо заслуг. Передача знаний обретает высоту «неличностности», то есть знание оказывается больше, чем они сами.

Интервью с Вадимом Демчогом, исполнителем роли доктора Купитмана в сериале Интерны.

Другие

- В рамках школы работает и проект ДетиШИ (Школа игры для детей). Каким детям вы бы порекомендовали посещать ваши тренинги?

- Я бы порекомендовал это всем.

” -  Психически здоровых детей в современном мире нет. Может быть где-то в глубинках.

- Но, с другой стороны, там свой минус – они ограничены в потоках информации. В принципе, информация и ее избыток, это тоже неплохо, но с нею нужно учиться справляться, и давать детям защитные механизмы, иначе они вырастают со «сломанными позвоночниками», так как современный мир (из желания добра, конечно же) невольно впихивает их в мировоззренческие модели, которые были созданы 50-70-100 лет назад. Но проблема в том, что мир вокруг уже совершенно другой, и детки сегодня совершенно другие. Современная среда, исполненная гаджетомании, компьютерных интерактивности, эмоциональной зрелищности, спутанности информационных потоков, естественным образом формирует из них мультиплетов (multiplpersonality - диагноз множественной личности внесенный в реестр психических заболеваний в 1968 году). И так возникает страшная дихотомия, между той новизной, что детки всасывают с молоком матери из современной им среды, и теми мировоззренческими концептами, что им насильственно впихивают в головы их родители и общество. Но наследие это уже не работает. Окружающая современных деток среда полностью им противоречит. И детки медленно «сходят с ума». Мы (взрослые представители ушедшего поколения) не имеем права диктовать своим детям видение того, какими им следует быть. Они тотально отличны от нас. Они живут в своём времени, а мы в прошлом.

Интервью с Вадимом Демчогом, исполнителем роли доктора Купитмана в сериале Интерны.

- Чего они могут достичь в результате посещения тренингов?

Самая главная задача — это выбить стул из-под феномена потребительской культуры.

” -  Нынешнее образование целиком и полностью построено на выращивании потребителя. Весь накопленный опыт культуры, вколачивается в голову ребенка, приучая его к позиции потребления. И самое драматичное, что этот опыт ему совсем не нужен.

- Однако мы считаем, что он для ребенка очень важен, и насильно забиваем ему в мозг книги Толстого, Достоевского, таблицу Менделеева, теорию Энштейна, трактовки исторических событий, неважно, правдивые они или нет: «ты должен изучить это, это, это...» И так выращивается потребитель, законопослушный «винтик», накачанный информацией, но не знаниями. И самое забавное, что все с таким трудом вколоченное в него, выветривается на третий день, после получения аттестата. Выход в том, чтобы предложить школе иной подход, - посредством игр в Менделеева, в Энштейна, в Толстого и Достоевского, ребеночек понимает, что это он открыл все эти законы, это он написал все эти великие книги, это он построил все эти величественные храмы, он родом из этого культурного потока. Он сотворец культуры, а не потребитель оной. И тогда из образовательных систем выходят человечки готовые привносить в мир иное измерение. И у молодого человека естественным образом формируется сознание: «Это все я. Это я всё создал. Я ко всему этому причастен. И поэтому я призван всё это защищать».

Интервью с Вадимом Демчогом, исполнителем роли доктора Купитмана в сериале Интерны.

Обратить внимание на элемент воодушевления в педагогических моделях особенно необходим сейчас, когда вырастает совершенно новое поколение, агрессивно и чем дальше тем все более и более непримиримо относящееся к  культурному наследию человечества. Нам срочно надо менять формат, акцентируясь на втягивании детей в воодушевляющие их мозг игры.

- Насколько проект ДетиШИ уже внедрен в социум?

- Это развивающийся проект. Сейчас он ищет свой формат. Наша цель, чтобы параллельно со школьным образованием в школах возник такой предмет, как  «Эмоциональная азбука». Его задача - защитить деток от их собственных эмоций. Одним словом, на данный момент это пилотный проект, но у нас уже прописана методология, и мы экипированы всеми практическими составляющими этого продукта. И впереди конечно же большая работа с резолюциями от органов власти, и так далее. Конечно, это всё не просто, и потребует определенных усилий и настойчивости. Но тема настолько насущная, что рано или поздно это «выстрелит». Сейчас тренинги ДетиШИ проходят больше в формате презентаций. Этим естественно создается резонанс, привлекается внимание людей к теме, и так рождается, а потом постепенно будет и материализоваться это явление.

” -  Три года назад ребята, мои ученики, провели первую школу игры для взрослых. Через полтора года к нам пришли мамы-выпускницы, которые стали просить создать детский проект. Мы собрали одну группу, затем вторую, третью, идеологически всё это оформили и так стал выпестовываться проект ДетиШИ.

- На какой возраст рассчитаны занятия с детьми?

- Мы работаем с группами  7 -10, 10-13 и 13-18 лет. В этот раз у нас как раз будет три мастер класса по возрастным категориям.

Интервью с Вадимом Демчогом, исполнителем роли доктора Купитмана в сериале Интерны.

Сказки, рассказанные на ночь

- Что вы посоветуете тем, кто заинтересуется вашей системой и захочет дальше развиваться в этом направлении?

- Я посоветую, особенно родителям, прийти на взрослую Школу игры. На примере своей собственной включенности в Феномен игры, очарованности им, и понимания, что это важно и для ребенка тоже, привести затем и его. Параллельно вы будете укреплять свои навыки в познании Феномена игры, проходя следующие модули Школы.

” -  Важно рассказывать детям сказки на ночь, медитировать с ними. Есть целая серия простых детских медитаций, которые открывают счет в так называемом Банке позитивных впечатлений. Это комплекс упражнений Школы игры, развивающий элемент сострадания к миру людей.

Кстати, у нас к новогодним праздникам запускается новый интернет-проект, сайт, под названием «Сказки, рассказавшие себя сами». Его создали две прекрасные женщины Елена Маслова и Татьяна Орлова. Этим проектом мы хотим возродить удивительную традицию, когда сказка не читается памой и мамой на ночь, и даже не рассказывается по памяти, но сочиняется прямо в режиме online, когда ребенок и родитель делят на двоих один мозг. На этом сайте можно будет скачать сказки, присланные другими людьми, можно закачать те, которые рождаются у вас. Технология очень простая, их можно будет записать на телефон и потом поделиться со всеми остальными. Таким образом, мы создадим огромный Банк сказок, чтобы научиться выращивать эту традицию внутри семьи. Ведь, ничто так не скрепляет семью изнутри как глубинная мифология, как сказки, рассказанные на ночь.

4.12.2015
Беседовала Ольга Стрикун
Фото предоставлены Вадимом Демчогом
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


вся эстетика Шиллера светиться этим прозрением... (Светиться или светится?)
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться