Женские имена на букву М

/Красота и здоровье. Отношения/Отношения

5 источников вдохновения, которые мы игнорируем 


5 источников вдохновения, которые мы игнорируемКак быть, когда ничего не хочется, даже привычные дела перестали приносить радость, а на новые и просто нет сил? Откуда взять вдохновение?
В новой колонке психолога Евгении Пельтек рассказано о пяти эмоциональных состояниях, которые люди редко считают вдохновляющими. Но, оказывается, они именно такие! 


Внутри и снаружи 

Вдохновение - настолько естественный и неподконтрольный процесс, что у творческих людей это даже нередко вызывает раздражение: ну почему так не вовремя? 

Взять, например, Тома Уэйтса, гениального американского музыканта. Однажды он ехал по трассе, и вдруг в голову ему пришла мелодия. Даже не мелодия, так, новый фрагмент. Крутится и крутится, а записать нечем. Он резко нажал на тормоз, воздел руки к небу и раздражённо воскликнул: «Вы там не видите, что я за рулем? Похоже на то, что я могу сейчас записать эту песню?! Если вам так приспичило, приходите в более подходящее время! А нет - так ступайте к Леонарду Коэну».  

Эту историю о Уэйтсе рассказала писательница Элизбет Гилберт на конференции TED в 2006 году, чтобы проиллюстрировать свою мысль: вдохновение, творчество, стремление что-либо создавать лежит не внутри автора, а снаружи. Задача автора лишь брать это. Если он может. А он может не всегда. 


«Дышите - не дышите» 

Многие представляют себе вдохновение как прекрасное озарение, волшебное чувство переполненности, когда все становится легко, воздушно и прекрасно. Дышать легко, дело спорится само собой, словно кто-то помогает. 

В своей книге «Азбука чувств» (фрагменты которой сейчас опубликованы в сети) психотерапевт Римма Ефимкина отмечает, что этимологически «вдохновение» связано со словом «вдох». Буквально это означает, что, во-первых, творческий импульс действительно приходит снаружи, как воздух; а во-вторых, что получение творческого импульса – такой же естественный процесс, как дыхание. 

Мы не вольны произвольно управлять своим дыханием – это физиологический процесс, организованный природой. Однако мы можем заботиться о том, чтобы не чинить помех собственному дыханию, дышать глубоко, размеренно, равномерно наполняя легкие кислородом и своевременно выдыхая углекислый газ. 

Если рассматривать вдохновленное состояние как метафорический «вдох», то отсутствие этого «вдоха» означает некое препятствие, запрет на что-то или протест против чего-либо.

" Как только человек понимает актуальную потребность и проявляет соответствующую ей активность, становится приятно и радостно. Это состояние легкости и радостной возбуждённости и называется вдохновением. 


Достаток и дефицит 

Однако путь к нему лежит не только через радость. Нас стимулируют к активным действиям, освоению новых навыков и расширению пресловутой «зоны комфорта» два фактора абсолютно противоположных: 

Достаточность: у меня сейчас есть то, что мне необходимо, я не должен заботиться о своем выживании и могу двигаться дальше. 
В комфортном состоянии вдохновение приходит к нам в виде вдохновляющих примеров других людей, на которых хочется ориентироваться, звуках и видах природы, к которым хочется приблизиться, в желании наставничества, когда опыта настолько много, что хочется поделиться им с другими. 

Такие источники вдохновения, как правило, более понятны. Они не вызывают сопротивления, их легче «вдохнуть». 

Недостаточность: у меня сейчас нет того, что мне необходимо, я хочу это получить. 
Это, очевидно, дискомфортное состояние. Перейти от него к радостной созидательной эйфории непросто, тем более, кода человек пытается сразу «перепрыгнуть» туда, «отменив» все неприятные эмоции. 

Стимулом для «вдоха» является именно признание точки неуюта и поиск возможности превратить его в уют. И если не подавлять их, не загонять в глубину или игнорировать, считая недостойными, а наоборот – рассмотреть поближе и узнать от чего они вообще возникли, то можно узнать о себе много нового. Увидеть сдерживающие факторы и наконец-то сделать вдох.
 

1. Эмоциональная усталость 

5 источников вдохновения, которые мы игнорируемВажно различать это состояние и объективную физическую утомленность. С последней поможет справиться полноценный сон. 
А вот хроническая эмоциональная утомленность – дело другое. Внимание к этому состоянию, как ни странно - один из самых коротких (но далеко не самых простых!) путей к вдохновению. 

" Звучит очень странно: ведь постоянное чувство усталости от жизни – это антипод вдохновения. Однако, разобравшись с ее причинами, можно найти свой волшебный источник вдохновения, ведь эмоциональная усталость – это тот самый камень, который его перекрывает. 

Как произошло, что вы так устали? Проанализировать свое состояние можно, опираясь на сам термин «усталость». 
Физическая усталость бывает оттого, что человек продолжительное время совершает некую работу. Мышцы утомляются, человек устает, работоспособность падает. Необходим отдых и восстановление, чтобы продолжать свое занятие.  
С эмоциональной усталостью все немного иначе. Чтобы проживать эмоции, нам не нужно совершать усилие – это естественный процесс. Вы же не устаете дышать или переваривать пищу? 

Мы устаем, когда прилагаем усилия к чему-либо, то есть делаем нечто напряжением воли. Парадоксальным образом эмоциональная усталость чаще накапливается не когда мы ДЕЛАЕМ что-то, а когда НЕ ДЕЛАЕМ, запрещаем себе какие-то реакции, сдерживаем эмоциональные порывы, направляем силы не туда, куда хотелось бы, а туда, куда должно. 

История Ирины: Ирина – копирайтер. Ее работа – писать тексты для коммерческих инстаграм-аккаунтов. Она опытный писатель, чувствует структуру текста, у нее множество творческих идей. Однако раз за разом заказчики, которые отлично разбираются в теме, но совсем не умеют писать, правят текст по своему усмотрению, убирают из него лучшие, по мнению автора, фрагменты, заменяют их штампованными фразами. 

Ирина чувствует хроническую эмоциональную усталость. Она больше не хочет писать, потеряла интерес к профессии.  

Выходом для Ирины стало осознание причин этой усталости. Писать было ее важной творческой потребностью, а работа, которая формально удовлетворяла ее, на деле мешала писать о том, о чем ей действительно интересно. Сейчас Ирина – колумнист крупного интернет-журнала о моде, коммерческие тексты писать перестала.  

2. Зависть 

5 источников вдохновения, которые мы игнорируемКак это может быть? Ведь всем известно, что зависть «самое плохое, разрушающее, неприятное и недостойное чувство». Можете погуглить, если мне не верите. Однако и в этом сложном чувстве можно найти самый важный ориентир, который поможет сделать новый «вдох». 
Зависть, по определению из словаря – это «чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого». 

Переживание этого чувства весьма неприятно, ведь оно как острой иголкой тыкает в нас напоминанием: «у него есть, а у тебя нет». Гнать его от себя, быть выше этого – первый импульс, воспитанный во многих людях с детства. «Завидовать плохо», «смотри в свою тарелку»! Часто зависть настолько трудно пережить, что мы превращаем ее в обесценивание: «это ему-то награду?!», «за что ей-то такое счастье?». 

Зависть проистекает из сравнения себя, своих качеств, своих жизненных условий с другими людьми. Это неприятно, так как сравнение предполагает оценочную шкалу, которой вы измеряете себя и других.  
Зависть - безошибочный компас, который точно указывает вам на вашу потребность. Если вам все равно, что там у другого человека с работой, внешностью, семейным положением, значит, и у вас здесь все ровно. 

" Если успехи другого вас больно ранят, значит, вам кажется, что на его месте могли бы (а может, и должны) быть вы. Это очень простой и понятный алгоритм, который указывает вам на ваши скрытые желания. 

Осталось отделить свою естественную потребность от агрессии в адрес того «нахала», который посмел ее реализовать. Переформулировать гневный вопрос «почему он, а не я?!» в конструктивный: «что я могу сделать прямо сейчас, чтобы стать счастливее?». А это уже способ сделать «вдох».  

Так поступила, например, Марина, мастер маникюра и участница терапевтической текстовой группы по самопрезентации. Она с большим раздражением рассказывала о том, как «ничего не умеющие мастера рекламируют свои услуги, как будто они гуру». Вскоре выяснилось, что сама Марина избегает прямой рекламы своих услуг, хотя давно мечтает о частной практике. На групповом занятии ей удалось не только выразить свою агрессию в адрес «мастеров-недоучек», но и письменно заявить о своей практике, и даже привлечь первого частного клиента. Как только она это сделала, весь ее гнев на время улетучился. «Какое мне дело до них, пусть делают что хотят, и я буду», - сказала она. 

3. Раздражительность 

5 источников вдохновения, которые мы игнорируемРаздражение – «любое воздействие, вызывающее реакцию в рецепторе или в возбудимой ткани» (школьный учебник биологии). Раздражимость — способность живого организма реагировать на внешнее воздействие. 

Однако когда мы говорим об эмоциональном раздражении и таком качестве как «раздражительность», то имеем в виду ситуации, когда внешний ответ несоразмерен стимулу (то есть раздражителю). Иначе говоря, раздражительный человек «стреляет из пушки по воробьям», то есть всерьез сердится по пустякам. 

Возьмем, к примеру, скрипучую песенку комара в качестве раздражителя. Один человек даже не заметит этого писка, другой поищет глазами его источник, а третий скривится как от зубной боли – этого только не хватало! Разумеется, искать источник вдохновения в комаре бессмысленно. При высокой раздражительности сам раздражитель, как правило,  не играет весомой роли. Он – лишь спусковой крючок, та соломинка, которая перешибает спину верблюда. 

По какой-то причине с главным источником раздражения человек не взаимодействует, поэтому «отводит душу» на комарах, хлопающих дверях, чавкающих соседях или опаздывающем транспорте. Часто таким внешним «раздражителем» становятся дети и другие домочадцы. 

" Какой здесь может быть путь к вдохновению? Обнаружить главный раздражитель. То,  с чем «приходится мириться», то, что вы вынуждены сдерживать, не позволять себе и скорее всего уже долгое время.

Последите за собственной речью: чаще всего эта важная потребность «выскакивает» наружу в форме обвинений или жалоб: «я и так уже перегрелась, а тут еще этот скрип!», «да сколько можно ныть, я мечтаю о тишине», или «когда же я смогу поработать!». 

История Киры: Кира, по ее собственному выражению, «сидела в декрете» уже шестой год, занимаясь трехлетней дочкой и шестилетним сыном. Она забыла, когда делала что-то интересное лично для себя. Уход за детьми вызывал в основном только раздражение, после каждой детской просьбы или вопроса ей приходилось сначала считать до пяти, чтобы спокойно и с улыбкой ответить. 

«Когда же я что-то сделаю для себя!», - каждый раз вскипало у нее внутри в ответ на любую просьбу. И именно эта фраза вернула Киру к действительности. Для того, чтобы что-то сделать – надо делать. 

Она взяла себе за правило: относиться к себе не как матери двоих, а как к матери троих детей. И планировать время для каждого из них. Она всегда ненавидела составлять детское расписание и следить за распорядком, но как только она включила в этот распорядок себя – сразу стало интереснее. Пока Кира сделала только первый шаг к вдохновению: освободила для него время и место. Она с интересом пробует новое:  собирает украшения, стала вязать игрушки и трикотажной пряжи, которыми с удовольствием играют ее дети. Сейчас раздражительность, которая иногда возвращается, стала для нее верным признаком: она опять не учла свои интересы. 


4.Тревога
5 источников вдохновения, которые мы игнорируем 

- Я пытаюсь написать пост для социальных сетей на важную тему, но чем больше стараюсь, тем большую тревогу испытываю. У меня уже дрожат руки, я не могу с ней справиться! - она чуть не плачет. 

- А зачем тебе с ней справляться? Пиши о тревоге. 

И Катя, участница текстовой группы, начинает писать с такой скоростью, что страницы дымятся! Один текст, второй, третий! О том, как ей страшно. О том, как ей тревожно. О том, как ей было страшно, но она… И вот теперь!.. 
У Кати получилось не только написать три текстовых материала, пригодных к публикации, но и сбросить напряжение, и найти свой способ реагирования. 

Я провожу занятия с письменными практиками несколько лет, и почти в каждой группе есть такой участник, которому удалось оседлать энергию тревоги. И неудивительно. Это – один из самых мощных биологически обоснованных стимулов для любой человеческой деятельности. 

Тревога возникает тогда, когда человек испытывает страх неопределенности, стоит на распутье, оказывается в непонятных или новых обстоятельствах – в другом городе, на другой работе, в новой квартире и так далее. В условиях карантина, например (или правильно говорить – «самоизоляция»? Опять неопределенность!). 
Тревога мобилизует тело и разум, помогает избавиться от привычных автоматических реакций и найти новые способы реагирования, подготовиться к изменениям и пройти их с наилучшим результатом, адаптироваться к ним.

" Тревога – союзник вдохновения, потому что мозг работает намного быстрее, подсказывая свежие, небанальные варианты решений. 

Например, наша сегодняшняя ситуация очень далека от определенной, а, значит, большинство из нас стоит перед альтернативной: пытаться контролировать неподконтрольное или принять эту неопределенность и встраивать в нее каждый свой новый день.  
Признавая свою тревогу, мы соглашаемся и увидеть свои возможности. А это – уже намного интереснее. 

 

5. Страх отвержения 

5 источников вдохновения, которые мы игнорируемСтрах быть отвергнутым, пожалуй, самый мощный стоп-фактор для вдохновения. Мы готовы буквально наступать на горло собственной песне (стиху, продукту, проекту), если считаем её «стыдной», недостойной внимания окружающих, неинтересной, бесполезной. 

В основе этого страха – детское стремление к родительской любви и принятию. При этом человек безотчетно переносит родительские фигуры на всех окружающих. Сформированные в детстве «условия» родительского одобрения становятся главными социальными правилами. Все, что лежит за их пределами – «стыдно», то есть недопустимо до такой степени, что человек готов отказаться от значимой части своей личности, характера (а иногда – даже тела). 

С одной стороны, стыд – мощный социальный регулятор, который бережет нас от опасного для себя и других поведения. А с другой стороны, это чувство иногда подталкивает нас к тому, чтобы отказаться от своих вполне социально приемлемых потребностей или свойств характера. 

" А еще чаще мы даже не знаем своих настоящих желаний, настолько стыдно об этом бывает даже подумать. 

На писательских группах, которые я веду,  многие участники испытывают сложности с тем, чтобы начать писать. Писать страшно, но еще страшнее – читать потом свой текст перед группой. «Что подумают люди» - главный блокирующий фактор. Точно так же это работает и в других видах деятельности. «Как это я буду петь, что люди скажут?». «Я не умею писать, получается глупость!». «Флиртовать стыдно». «Продавать неудобно». «Брать (такие) деньги за мои услуги плохо!». 

Я предлагаю такое текстовое упражнение для поиска источника вдохновения в короткой форме. 

Упражнение «Ни стыда, ни совести» 

  1. Приготовьте себе письменные принадлежности (или текстовый редактор на цифровом устройстве), обустройте рабочее место с максимальным комфортом. Настройте таймер на 10 минут.  
  2. Вам предстоит написать текст о своем текущем состоянии и самочувствии. Есть лишь одна рамка: представьте, что вы человек, у которого нет ни стыда, ни совести. 
  3. Представили? А теперь засеките 10 минут и за это время напишите текст из этой роли. 
  4. Вернитесь к своему обычному состоянию (теперь у вас снова есть и стыд и совесть) и перечитайте, что получилось. Что в тексте – самое главное. О чем хотел сказать этот бессовестный человек? Это и есть ваша сама актуальная, может быть немного «стыдная» потребность. 
     

Это универсальное разрешение, которое каждый автор воспринимает по-своему. И каждый получает свой результат. 

  • Кто-то пишет агрессивный текст, «нападая» на читателя. Их потребность сейчас в том, чтобы отстоять свое право на проявление в какой-то определенной роли. Какой?  
  • Кто-то пишет грустный текст – таким в «обычной» жизни, скорее всего, нельзя «ныть» и потребность выражать печаль, и грусть вышла на первый план. 
  • Третий хвастается своими рисунками, рабочими достижениями или успехами детей – у них на первом плане потребность в публичном признании, и такая деятельность вдохновляет сейчас больше всего. 
  • Другой начинает продавать, значит, именно это «греет» сейчас больше всего. 
  • Частая рубрика «бесстыдных» текстов – брачные объявления. Область вдохновения такого человека – любовные отношения, а, значит, вся заряженная вдохновением деятельность будет вокруг этой темы.  
  • и т. д. 

" Главное, что отмечают при работе с этим упражнением те, которым удалось поймать «хулиганское» состояние нарушителя правил: появляется чувство волнения, азарта, радости и желания дышать полной грудью. Остается запомнить это ощущение и научиться замечать его в обычной жизни. 

 

Евгения Пельтек, 
29.05.20 

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
PlushFish (20/07/2020)
Лунная фантазия писал(а):
:pyatak:

:give_heart:
:pyatak:
PlushFish (04/06/2020)
Mumi_mama писал(а):
Спасибо за статью!
Было интересно почитать!


спасибо вам за отклик. :give_heart:
Mumi_mama (04/06/2020)
Спасибо за статью!
Было интересно почитать!
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться