2 3 |
/О детях/Школа/Другая школа
Почему дети бросают музыкальную школу?Больной вопрос многих родителей и не только
Предыстория 1. Я в детстве музыкалку ненавидела люто и отходила все 7 лет только благодаря давлению мамы (она у меня тоже музыковед и тоже из Новосибирской консерватории). Музыка сама по себе мне нравилась всегда. Но вот отношения с педагогами не складывались. Помнится, именно на уроке фортепиано я получила первую в своей жизни двойку - за то, что не выучила ноты басового ключа. Для меня, круглой отличницы, это было весьма болезненно. С тех пор я стала бояться уроков, что не улучшало качество моей подготовки к ним. Как следствие, отношения становились еще хуже, и я не могла вырваться из этого порочного круга…
Лишь спустя пару лет после окончания музыкальной школы я, уже успев поступить в институт на матфак, осознала, что без музыки моя жизнь не имеет смысла. Я бросила институт и поступила в музыкальный колледж, а затем в консерваторию, аспиранткой которой я сейчас являюсь.
Предыстория 2. Брат моего мужа в бытность учеником музыкальной школы, неудачно падает, ломает обе руки, поднимается (с болтающимися руками и СЧАСТЛИВЫМ лицом) и говорит: «Ура! Теперь в музыкалку ходить не надо».
Родители ужаснулись и младшего своего сына – то есть моего мужа – решили не подвергать музыкально-школьному насилию.
В результате брат мужа окончил музыкалку, а муж нет. Брат поет в хоре, а муж не может… хотя ему очень хочется…
Так почему дети бросают музыкальную школу?
Причина №1 - ее необязательность. Родители это знают, а дети чувствуют. Очень может быть, что, если бы была необязательным предметом, скажем, математика, то и ее бы многие захотели бросить. Однако стоит вспомнить,что еще век-другой назад обязательным не математика и физика, а как раз музыка была непременной составляющей багажа образованного человека.
Причина №2 – по отношения учеников музыкальной школы с педагогами очень часто бывают окрашены каким-то драматизмом. Почему? Предположу следующее. Скажем, неправильно решенную задачу, или диктант с ошибками - можно простить. Как педагог – и построжиться, и, может, даже двойку поставить, но по-человечески – простить: чувства личного мщения у педагога не будет.
А искореженное музыкальное произведение простить гораздо сложнее, ибо оно связано с глубоко личными мотивами, далеко выходящими за рамки узкопрофессиональных интересов. И начинается… «Это же Бах! Ну как ты можешь?!..» Праведный гнев, понятный любому музыканту. Но вот только ученик после таких уроков почему-то уходит в себя и играет еще хуже. Или перестает играть вообще. А поскольку весь этот ад терпеть НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО – вырваться из него! Скорее! Немедленно!..
Не знаю, повлияли ли на меня школьные переживания, или это мои личные качества, но мягкость и терпение стали моим педагогическим кредо, и это отмечают все мои ученики. Я решила, что давить и требовать ни от кого ничего не буду. Я не цербер, и не хочу себя на это тратить. Хотят люди заниматься, нравится им – и на здоровье, пускай хоть целый год учатся ноту «до» находить. Если человек хочет – я ему помогу, а если нет– тут никаким давлением не поможешь, а только испортишь даже то, что есть. Просто я на входе предлагаю ученикам выбор: либо вы упираетесь-стараетесь, делаете домашние задания, и тогда результат будет быстро. Либо вы занимаетесь как время и силы позволят, но тогда и я никаких гарантий дать не могу.
Среди моих учеников много взрослых, загруженных семьей-учебой-работой, и большинство из них занимаются (по крайней мере начинают) по второму типу. И он спонтанно, без всяких понуканий с моей стороны! – модулирует в первый. Человек начинает заниматься ради того удовольствия, которое ему доставляет музыка. Если бы мы гнались за результатом, то теряли бы главное – внутреннюю мотивацию. Но мы не гонимся. И получаем результат, которого не ждали.
25.08.2011
Лена Лазорская, музыковед, педагог
Я в детстве закончила музыкальную школу, сейчас в музыкалке учится мой сын. Я закончила с трудом, один год даже делали перерыв, т.к. я уперлась и ни какую не хотела ходить. Почему было сложно - сложились не самые хорошие отношения с преподавателем. Это же индивидуальная работа, и отношения учитель-ученик близкие. От того, как они сложатся, зависит, как занимается ученик. Многое зависит от мотивации, как учитель мотивирует ребенка. Меня, в основном, ругали, если плохо подготовилась, а от этого пропадало желание заниматься. Сейчас занимается мой ребенок, проблемы немного другие. 2 занятия фортепиано, 1 сольфеджио и 1 слушание музыки и (2!) хора - это много! Мой ребенок ненавидит хор, хватило бы и 1-го занятия в неделю, как в моем детстве, или вообще ходить по желанию. Ребенок жалуется, что много занятий, мало времени на другие дела и интересы. Отношения с преподавателем хорошие, но если не готов - так же стыдят и ругают, другой мотивации к занятиям нет.... Интерес постепенно теряется, заинтересовывать мне самой плюшками-игрушками уже не всегда получается.
Мое мнение - в музыкальных школах должна быть облегченная программа и углубленная. Есть дети, у кого интерес к музыкальным занятиям поверхностный, они хотят научится немного играть, без экзаменов и больших требований, и есть дети, которым нужно больше занятий и более сложные музыкальные произведения. Главное заинтересовать ребенка, все реально зависит от учителя Я отучилась в музыкальной школе лет 25 назад, может, сейчас и изменилось то, из-за чего я там не получала особого удовольствия. Главная причина (педагоги были абсолютно нормальны) - репертуар. То, что заставляют играть. Фуги, этюды и т.п. Ребенку 10 лет, какой ему Бах, особенно в формате фуги? Было механическое заучивание, и зависть к девочке, которой дали играть Лунную сонату... Можно же было давать мелодичные популярные обработки, но со сложной техникой, например? В итоге я дома сидела и подбирала нужные мне вещи на слух, и даже не думала играть разученное, разве только чтобы блеснуть полетом пальцев где-нибудь. Спасибо за статью! Вот бы все преподаватели музыки рассуждали и действовали так, как Вы! Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь |
Актуальные темы форумов
Флешмоб Время путешествий: Зимние прогулки (Путешествия и туризм. Отели и санатории.)Амбролюкс ISO E syper (Молекула 1), Амброксан (Молекула 2) (Парфюмерные распивы)Сочный манго *****Ajayeb Dubai Portrait Lattafa Perfumes***** (Парфюмерные распивы)СОЧИ часть 4 (Россия и страны ближнего зарубежья (СНГ))Наши любимые петунии 40 (Наш цветник )О чем бы еще поныть...))) Том 19 (Обо всем)Предложения к распиву - 58 (Парфюмерные распивы)A La Rose Maison Francis Kurkdjian (Парфюмерные распивы)✈ SUN TRAVELS ✈ ___ туристкомпания ___ Нск-Академ (Путешествия и туризм. Отели и санатории.)СУНЦ - подразделение НГУ (бывшая ФМШ). Часть 2 (Школы и гимназии Новосибирска и НСО: отзывы о школах и учителях)
Объявления
Veronicaiko, Button Blue, Gulliver девочке 98-158 (Барнаул. ДО Детская одежда )Новые вещи Белоруссия, Польша, Cepжиhhettи на росс-й 46,48,50 (Барнаул. ДО Одежда для взрослых)Сапоги Тапибу вишневый цвет 36 рр (Барнаул ДО Обувь для детей)Вещи для девочки р.86-116 (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Простынь на резинке новая (Детские товары (ДО) в Новосибирске)Одежда для мальчика (Одежда для малышей до года (до 85 см))Вещи на девочку р.122-128 (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Подлинные Бренды на Все сезоны,от 42 до 54 размера (Одежда для взрослых (ДО))Брендовая обувь Janet Sport (Обувь для взрослых (ДО))брендовые сумки, тени Armani, косметика и духи люкс (Товары для дома и семьи. (ДО))
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |