Из истории мультфильмов: от наскальных рисунков до компьютерной анимации
Об истории кино говорят и пишут много чаще, чем об истории мультфильмов. Изобретателей кинематографа братьев Люмьер знают все, а вот «родитель» анимации Эмиль Рейно известен немногим, хотя мультипликация появилась раньше киноискусства: первая анимационная история вышла в 1892 году, а первый кинофильм лишь спустя три года – в 1895.
Восполним пробелы и расскажем о том, как зарождалась анимация, какими были первые русские мультики и как трансформировались со временем.
Наскальные рисунки, волшебный фонарь и оптический театр
Годом рождения анимации считают 1877 – тогда французский художник и инженер Эмиль Рейно запатентовал свое изобретение под названием праксиноскоп – уникальное по тем временам устройство, создающее оптическую иллюзию движения изображения.
Рисованные картинки были нанесены на ленту и приводились в движение с помощью зеркального барабана. Демонстрацию своего изобретения Рейно назвал «оптический театр». В течение последующих пятнадцати лет изобретатель совершенствовал прибор и осенью 1892 года представил массовой аудитории первый рисованный фильм «Бедный Пьеро».
" Этот показ стал сенсацией: пленка двигалась в аппарате плавно, без рывков, обеспечивая высокое качество изображения, звуковое сопровождение было синхронизировано с картинкой.
Таким было начало истории анимации, хотя попытки изобразить движущиеся объекты предпринимались задолго до сенсационного изобретения Эмиля Рейно!
На одних из самых древних, сохранившихся до наших дней в пещере Шове во Франции наскальных рисунках, изображены движущиеся животные. Эти рисунки были сделаны более 30 тысяч лет назад, но уже тогда эффект движения создавался как анимационная раскадровка, то есть как череда нескольких картинок. Прообраз покадровой раскладки движений людей и животных можно увидеть в росписях египетских гробниц, сделанных около 2000 лет до нашей эры.
В трактате римского поэта и философа Лукреция «О природе вещей», написанном в 70-х годах до нашей эры, говорится о приспособлении для высвечивания на экране движущихся рисунков. Зрелище, близкое к мультипликационному фильму, представлял и китайский театр теней в Х-ХI веках. А в XV веке появились книжки со множеством рисунков, свёрнутые в рулон: когда его быстро разворачивали, создавалась иллюзия движения.
В средние века появились оптические устройства, похожие на фильмоскопы, их назвали волшебными фонарями (от латинского Laterna magica). Эти фонари высвечивали изображения, нанесенные на стеклянные пластины, и через оптическую систему проецировали их на клубы дыма, стены или экраны.
Но вернемся к первопроходцу в мультипликации Эмилю Рейно. Его «оптический театр» был прежде всего нацелен то, чтобы поразить зрителя необычным процессом движущегося изображения, но особой значимости смыслу происходящего на экране, и уж тем более сюжетной линии, не придавалось. Первые мультфильмы – это рисованные и раскрашенные от руки сценки продолжительностью не более двух минут. Декорации (фон к ним) Рейно рисовал отдельно от персонажей, таким образом упрощая и ускоряя создание мультфильмов. Позже наряду с рисунками он стал использовать фотографии.
Три года, до изобретения братьями Люмьер синематографа, можно назвать «золотой порой» праксиноскопа, после он стал не нужен.
" Рисованные изображения потеряли свою популярность, интерес к мультфильмам Рейно пропал, изобретатель счел свое дело бессмысленным и уничтожил свой аппарат, а все фильмы утопил в Сене, однако каким-то чудом уцелел самый первый – про «Бедного Пьеро».
Талантливый француз и не предполагал, что его инженерные открытия в создании движущихся историй станут пособием для следующего поколения мультипликаторов, а анимация со временем встанет в один ряд с кинематографом.
Первые отечественные мультфильмы
В России первые анимационные фильмы были созданы в 1906 году балетмейстером петербургского Мариинского театра Александром Ширяевым. Его кукольные истории («Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» «Шутки Арлекина») с участием танцующих фигурок, снятые на 17,5-миллиметровую пленку, походили на балетные постановки и были сделаны настолько профессионально, что и сегодня восхищают представителей мультиндустрии.
Другой мультипликатор дореволюционной России – Владислав Старевич – в отличие от своего предшественника, о котором мир узнал лишь в 1995 году, стал известен сразу после создания своей необычной короткометражки «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в 1912 году.
Вообще-то Старевич был биологом и решил снять для студентов учебный фильм о рогатых жуках. Для этого он придумал взять препарированных жуков, прикрепил к их лапкам тонкую проволоку и с ее помощью приводил насекомых в движение.
" В итоге вместо учебного пособия появился фильм, состоящий из сценок, пародирующих сюжеты рыцарских романов.
Работа была снята покадрово, по принципам кукольного кино, только вместо кукол в кадре были жуки. Этот и другие фильмы («Месть кинематографического оператора», «Стрекоза и муравей», «Рождество у обитателей леса», «Весёлые сценки из жизни животных», «Лилия Бельгии», «Ночь перед Рождеством»), где действующими лицами были жуки, пользовались огромной популярностью, были высоко оценены не только в России, но и в Европе. А Уолт Дисней отметил, что Старевич шагнул в мультипликации на пару десятков лет вперед остальных.
К сожалению, с приходом советской власти многие наши аниматоры вынуждены были покинуть страну – после революции уехал в Европу и Владислав Старевич. И в первые советские годы мультипликация свелась к анимированным роликам, демонстрировавшимся при прибытии агитационных поездов.
Недетские мультфильмы СССР
Послереволюционная анимация почти не опиралась на прежние достижения и опыт.
" «Советские игрушки» – первый мультфильм, снятый в стране Советов, его создал в 1924 году Дзига Вертов. Этот фильм основан на опубликованных в газете «Правда» и высмеивающих врагов социалистического общества политических шаржах художника Дени.
Как мы понимаем, эта короткометражка была адресована не детям. Недетскими были и другие мультфильмы, созданные в это время – самые известные их них: «Юморески» того же Дзиги Вертова, «Германские дела и делишки» Александра Бушкина, «Межпланетная революция» Зенона Комиссаренко, Юрия Меркулова и Николая Ходатаева и «Китай в огне» Ивана Иванова-Вано, Владимира Сутеева, сестер Брумберг и Ольги Ходатаевой. К примеру, «Межпланетная революция» – история о том, «как красный воин коминтернов за буржуями летал», а «Китай в огне» – первый полнометражный отечественный анимационный фильм, снятый в поддержку китайской революции о протесте против иностранного вмешательства в дела Китая.
В этих мультфильмах покадрово снимали бумажных и картонных плоских кукол-марионеток – такая техника значительно ускоряла процесс, поскольку аниматорам не нужно было делать множество рисунков, ведь изготовить плоских марионеток было гораздо проще, чем объемных кукол, а обращаться с ними было легче.
Названные мультипликаторы – главные советские анимационные мастера последующих десятилетий, они работают в Экспериментальном бюро мультипликации при Государственном техникуме кинематографии (сейчас ВГИК) и анимационной студии «Культкино». Мультфильмы, снятые этими двумя студиями, были весьма популярны, а желающих пробовать свои силы в анимации становилось все больше – по всей стране открывались новые студии. Это было время экспериментов, интересных идей, необычных сюжетов и уникальных техник. Мультипликация открывала художникам массу возможностей для самовыражения. Иван Иванов-Вано характеризовал ее так: «Для мультипликации нет ничего недоступного. Это искусство не ограниченных техникой возможностей, где действительность тесно переплетается с фантазией и вымыслом, где фантазия и вымысел становятся действительностью».
Мультфильмов снималось много, в основном они высмеивали буржуазию, церковь и Запад; были и рекламные ролики. Правда, все это предназначалось для взрослой аудитории и продвигало линию партии и советского правительства.
Появление детской мультипликации
Первые детские мультфильмы – «Каток» Юрия Желябужского (1927 год) и «Сенька Африканец» Даниила Черкеса, Ивана Иванова-Вано и Юрия Меркулова (1928 год). Эстафету создания мультфильмов для детей подхватили Зинаида и Валентина Брумберг вместе с Ольгой и Николаем Ходатаевыми, сняв семиминутную историю «Самоедский мальчик» о жизни смелого советского мальчика Чу. С этого времени советская мультипликация стала ориентироваться на детей.
Появилась студия «Межрабпромфильм» (позже преобразованная в киностудию «Союздетфильм», а затем переименованная в «Союзмультфильм»). Выходят мультфильмы «Тараканище», «Мойдодыр» и «Приключения китайчат», а в 1930 году – первый отечественный звуковой мультипликационный фильм «Почта» по мотивам произведения Самуила Маршака. Автором сценария стал сам Самуил Яковлевич, а прочитал текст Даниил Хармс.
Для режиссера Михаила Цехановского «Почта» стала дебютом в мультипликации. До этого он был художником-оформителем детских книг в издательстве «Радуга» и считал мультипликацию не самостоятельным видом творчества, а продолжением книжной иллюстрации.
Чуть позже «Почту» раскрасят, и она станет еще и первым советским цветным мультфильмом, выйдет в широкий прокат за рубежом, а многие иностранные мультипликаторы возьмут эту работу за образец, высоко оценит её Уолт Дисней. К сожалению, мультфильм будет утерян, сохранится лишь один его эпизод в «немом» варианте, но в 1964 году Михаил Цехановский вместе с супругой Верой сделает авторский ремейк фильма в широкоэкранном формате.
В 1935 году на экраны вышел первый в мире полнометражный звуковой фильм, в котором совмещена кукольная анимация и актерская игра. В основе сюжета «Нового Гулливера» Александра Птушко роман Джонатана Свифта, однако новый Гулливер – это пионер Петя Константинов, который во сне попадает в мир лилипутов.
" При съемках картины было использовано более полутора тысяч кукол, в том числе и глиняные.
Фильм поражал превосходной кукольной игрой и грандиозностью массовых сцен, о нём говорили как о выдающемся явлении для всей мировой кинематографии.
Союзмультфильм
Предполагают, что инициатива создания киностудии мультипликационных фильмов исходила от самого Сталина. Созданный в 1936 г. «Союздетмультфильм» уже через год стал «Союздетфильмом». Основным направлением первых лет работы студии были короткометражки для детей с персонажами-животными, похожими на «диснеевских».
Постепенно наши мультипликаторы осваивают новые технологии и уходят от американских подходов, штат киностудии пополняется молодыми специалистами.
В послевоенные годы на студии снимаются мультфильмы, отличающиеся высокой степенью реализма.
" В 1947 году выходит первый полнометражный рисованный фильм «Конек-Горбунок». За ним последовали «Каштанка», «Серая шейка» и «Цветик-семицветик», потом – «Аленький цветочек», «12 месяцев» и «Снежная королева», которая, между прочим, получила первые премии в Лондоне, Венеции, Риме и Каннах.
В 1960-е годы в советской мультипликации становится больше стилистических, жанровых и технологических подходов, к примеру, начинают применяться полуобъёмные, «барельефные» и бумажные куклы.
В «Песне о соколе» (1967 год) Борис Степанцев впервые в СССР применил технику живописи по стеклу, а в дилогии про «Малыша и Карлсона» (1968 год) – технологию электрографии.
Известные анимационные истории этого времени: «Левша», «Варежка», «Дюймовочка» «Чиполлино» и «Рикки-Тикки-Тави».
1960-1980-е – период появления мультсериалов: «Ну, погоди!» «Маугли», «Малыш и Карлсон», «Умка», «Бременские музыканты», «Винни Пух», «Крокодил Гена».
" Нельзя не вспомнить здесь «Ежика в тумане» Юрия Норштейна, снятого на «Союзмультфильме» в 1974 году: по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран мультфильм был признан лучшей анимационной работой всех времен.
В начале 1980-х «Союзмультфильм» – крупнейшая анимационная студия в Европе. На тот момент там работает около 500 человек, число фильмов, снятых в стенах студии, превышает тысячу, завоёвано более 150 призов и дипломов международных и отечественных фестивалей. Но уже к концу этого десятилетия студия утрачивает лидирующее положение и перестаёт быть лицом отечественной мультипликации, остро ощущается дефицит мультипликаторов, иссякает творческая атмосфера, резко снижается производительность.
Следующие двадцать с небольшим лет – печальный период для «Союзмультфильма», студия не работает. И лишь в 2013 году постепенно запускается производство, однако очевидно, что оправиться от двадцатилетнего простоя студия не смогла, и вернуться к прежним объемам не представлялось возможным.
Но тем не менее в новом веке вышли сериалы: «Простоквашино», «Богатырята», «Пиратская школа», «Оранжевая корова», «Капитан Кракен и его команда», «Зебра в клеточку», «Пластилинки. Циферки». В мае 2022 года состоялась премьера первого полнометражного мультфильма студии за последние 20 лет «Суворов: Великое путешествие» о швейцарском походе армии под командованием Александра Васильевича Суворова.
Многие известные советские мультфильмы 1970-1990-х годов были сняты по заказу Гостелерадио СССР в Творческом объединении «Экран». Специально для телевидения созданы анимационные истории про Алису в стране чудес и в Зазеркалье, про кота Леопольда, поросенка Фунтика и домовенка Кузю, а также серии мультфильмов: «Приключения капитана Врунгеля», «Приключения Незнайки», «Приключения Мюнхаузена». Любимые многими «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег» вылеплены Александром Татарским тоже в стенах ТО «Экран».
Мультфильмы новой России
В России XXI века появились новые анимационные студии, самые известные из них – «Пилот», «Мельница», «Анимаккорд», «Петербург» и «Мастер-фильм». На профессиональную сцену вышли новые поколения мультипликаторов, желающие творить и воплощать в жизнь новые идеи.
Мастером современной анимации считают Константина Бронзита. Он работает в разных техниках и создал мультфильмы «Алеша-Попович и Тугарин-змей» и «На краю земли», а его цикл «Гора самоцветов» по народным сказкам выполнен в лучших традициях советской мультипликации. В 2009 году ироничный фильм Бронзита «Уборная история – любовная история» был номинирован на «Оскар».
Одним из лучших российских мультипликаторов называют Александра Петрова, работающего в технике живописи по стеклу. Его мультфильм «Старик и море» по повести Эрнеста Хэмингуэя в 2000 году получил «Оскара».
Достаточно известен сегодня аниматор Иван Максимов, он делает в основном графические мультфильмы, в которых первую роль играет музыка – она и определяет развитие сюжета. Известные работы режиссера: «Болеро», «Медленное бистро», «Ветер вдоль берега».
" Хиты отечественной мультипликации последних лет – сериалы «Смешарики» студии «Петербург» и «Маша и медведь» студии «Анимаккорд». Эти увлекательные истории популярны не только у нас, но и за рубежом – так, «Смешариков» с удовольствием смотрят в США и Китае, а «Машу и Медведя» – в Италии, Индонезии и Малайзии.
Современная российская анимация опирается на опыт советской, но использует передовые технологии – в настоящее время мультфильмы создаются в основном при помощи компьютерной 3D анимации. Сцены моделируются в трёхмерном пространстве на компьютере, а фигуры имеют виртуальный скелет.
В последние годы отечественная мультипликация развивается и набирает обороты, Работы российских аниматоров завоевывают популярность у россиян и в других странах.
С 2009 года количество зрителей наших полнометражных мультфильмов выросло в пять раз, а количество российских картин – вдвое.
Конечно, до уровня лучших лет «Союзмультфильма» далеко – сейчас снимается 20 часов мультфильмов в год, а тогда выпускалось не менее 300. Но российская анимация самобытна, она имеет свой стиль и возможности выпускать мультики, которые будут высоко оценены во всем мире.
Алина Тищенко
7.08.24