Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
aннушка_разлила_масло
Первый класс вторая четверть
На сайте с 27.04.10 Сообщения: 906 В дневниках: 63
|
Добавлено: Пн Окт 18, 2010 18:35 |
|
|
Цитата: | а где можно найти перечень всех словообразовательных морфем русского языка (интересуют в первую очередь приставки и суффиксы) с описанием смыслов, которые они придают слову? |
Лучше всего в морфемном или словообразовательном словаре, например, под редакцией Тихонова, но лучше сами посмотрите, какой вам больше подойдёт, в некоторых морфем много, а значения практически отсутствуют, в других мало, но всё подробно.
Цитата: | сформулируйте, пожалуйста, основной закон русского письма. |
Нас в универе учили, что принцип написания всегда фонемный, закон сильной позиции, и для закрепления правильного написания нужно чаще тренировать разные виды списываний.
А мне как-то случайно попадался текст следующего содержания: "По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйскго унвиертсиета,не иеемт занчеия,в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве.Галвоне,чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете.Осатьлыне бкувы мгоу селдовтаь в плоонм бсепордяке,все-рвано ткест чтаитсея без порбелм.Пичрионй эгото ялвятеся то,что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси,а все солво цликеом. "
Это подорвало мои некоторые представления о правилах и принципах языка, особенно про единство смысла и формы. Я так и не успела с этим пристать к преподавателям, чтобы внести ясности в это явление. Только одно уяснила - смысл первичен, а форма вторична. И так почти во всех правилах русского языка, будь то орфография или синтаксис, хотя это всего лишь моё субъективное мнение))) |
|
Вернуться к началу |
|
|
Ответственная мама
Первый класс вторая четверть
На сайте с 16.02.10 Сообщения: 887 В дневниках: 6 Откуда: Красноярск
|
Добавлено: Чт Ноя 04, 2010 0:17 |
|
|
Про изучение русского языка
В школе лично мне предмет русский язык давался легко, как, впрочем, и многие другие предметы, где присутствовала конкретность или, по крайней мере, хоть какое-то объяснение. Правила я не учила почти никогда, потому что в большинстве случаев просто знала, "чувствовала", как пишется слово. Если все-таки нужно было рассказать правило, то я действовала методом "от обратного" - брала слово, к которому относилось это правило, смотрела, какая там буква, а потом озвучивала признаки этого слова
Но вот лично я не помню, чтобы в нашем курсе русского языка, как в младшей, так и в старшей школе, присутствовали термины "сильная позиция" и "слабая позиция". А у вас как было?
С этими терминами я встретилась именно в Машкином курсе русского языка.
И лично я не помню, чтобы в нашем курсе русского языка было хоть какое-то упоминание про основной закон русского письма.
И мне нравится, как задумано преподавание русского в той программе, по которой занимается Машка. Да, она сложная. Сложная по изначальной подаче - научной. Поэтому не все родители ее принимают. Такая научность кажется им излишней. Но именно благодаря этой научности лично я выпрыгнула из школьного плоского курса русского языка, и начала воспринимать язык не как набор искусственных правил, а как исторически сложившуюся систему. Клянусь, раньше я не воспринимала письмо как продолжение устной речи. Для меня это были два разных языка. И это произошло благодаря той самой "научности", потому что пришлось вникать и углубляться в то, что было непонятно с первого наскока. И как раз основной закон русского письма, где "буквами на письме обозначаются не звуки, а фонемы, а представителем фонемы является звук в сильной позиции", позволил мне начать воспринимать изучение языка как интересное занятие, полное открытий. Так же к этому стала относиться и Машка, потому что открытия мы делаем вместе. И иногда вопросы она задает почище моих.
А теперь о том, чего мне не хватает. Ну во-первых, на мой взгляд, в началке можно по-прежнему обходиться тремя классами - третий и четвертый класс спокойно умещаются в один год. Ну это так, лирическое отступление. Итак, на данном этапе изучения русского языка нам с Машкой хотелось бы иметь перечень всех словообразовательных морфем (для начала), систематизированных по частям речи. К примеру, всех приставок и суффиксов, с помощью которых могут образовываться наречия. Если кто даст ссылку, буду очень благодарна.
Объясню подробнее, зачем мне это нужно. Например, есть такое наречие мигом, суффикс ом здесь находится в безударной позиции. Согласно основному закону русского письма правописание данного суффикса нужно проверять другим словом, где данный суффикс находится в сильной позиции, например, бегом. Но откуда я знаю, может есть и суффикс ам?
А вы как бы объяснили своим детям, почему в слове мигом пишется буква о?
Ну и просто для иллюстрации:
Посмотреть на Яндекс.Фотках_________________ Как жизнь была бы проще без артиклей! |
|
Вернуться к началу |
|
|
helga64
СОискатель
На сайте с 13.01.06 Сообщения: 7155 В дневниках: 8298 Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова Карта № 021286
|
Добавлено: Чт Ноя 04, 2010 8:48 |
|
|
Ответственная мама, Настя, программа, наверняка, интересная (во всяком случае, в твоём изложении). Только я не понимаю, зачем такая глубина в НАЧАЛЬНОЙ школе. А что делать остальные 7 лет???
А как вы объясняете, почему "вправО", но "справА"??
Недавно я зачем-то обзавелась "Грамматическим словарём русского языка" А.А.Зализняка (видимо, просто потому, что люблю Зализняка ). Так вот там среди обозначений есть такое: "Одна или несколько цифр в кружочке (от 1 до 9) - символы наиболее распространённых отклонений от стандартного склонения или спряжения".
Девять наиболее распространённых отклонений... (Это к восьми типам склонения существительных и шестнадцати типам спряжения глаголов.) Нехило, да? Т.е. имеются ещё просто распространённые и наименее распространённые... И как (и зачем???) подобные случаи объяснять детям в НАЧАЛЬНОЙ школе? Или надо очень тщательно подбирать слова для изучения, чтоб ненароком не напороться на отклонение, которого ещё не проходили .
Вообще, заинтриговала ты вашей программой - надо бы найти где-то, посмотреть.
Почерк у Маши - загляденье!_________________ |
|
Вернуться к началу |
|
|
olen
Модератор
На сайте с 15.07.07 Сообщения: 11196 В дневниках: 1179 Откуда: Новосибирск, Калининский р-н, Танковая
|
Добавлено: Чт Ноя 04, 2010 9:08 |
|
|
Ответственная мама мы, в 6 классе, у нас в школе такая программа - но в началке я не слышала ничего про эти сильные-слабые позиции и морфемы - все началось с 5 класса.
На собрании что-то учительница говорила - но я понять смысла не смогла.
А в вашем изложении поняла хотя бы смысл.
Для меня сейчас русский язык - одна из двух проблем при переходе на СО. Я просто не представляю - как за это дело взяться без учителя, в учебнике информации - ноль, я даже не представляю какую программу представляет автор учебника - эту или другую...
Немного помогают справочники подготовки к ЕГЭ...
В общем, к 6 классу мы не знаем ответов на те вопросы, которые вы задали!
И еще у меня куча вопросов была, на которые я так и не нашла ответов!
Не получилось у меня воспринять русский язык как логичную систему, пишу так, как в школе привыкла - по памяти, просто зрительно помню - как какое слово пишется. Мигам - просто некрасиво...
Вторая проблема - английский, им надо заниматься каждый день и глубоко, в 6 классе уже учить стишки не поможет. Если не школа - то репетиторство каждый день нужно. Но у нас хороший учитель в школе - я надеюсь, что сын будет продожать заниматься с классом.
А такого почерка я вообще никогда в жизни не видела!!!
А я еще думала, что у меня хороший почерк!_________________ |
|
Вернуться к началу |
|
|
Ответственная мама
Первый класс вторая четверть
На сайте с 16.02.10 Сообщения: 887 В дневниках: 6 Откуда: Красноярск
|
Добавлено: Чт Ноя 04, 2010 17:34 |
|
|
helga64 писал(а): | Только я не понимаю, зачем такая глубина в НАЧАЛЬНОЙ школе. А что делать остальные 7 лет??? |
Ну на самом деле там еще хватает всего - причастия, деепричастия, синтаксисы всякие и пунктуаций дофига, второстепенные члены предложения опять же.
А насчет "зачем такая глубина в начальной школе" - я думаю, чтобы потом не переучивать. Пусть они сейчас не поймут всего до конца, но они будут иметь возможность разобраться в этом дальше. Пусть пока будет только упоминание причин - почему пишется так, а не эдак, но это будут правильные причины.
Лично мне, да я думаю и многим, легче разбираться с чем-то, если обозначены пределы и базовые принципы. Да, кажется, что младшие школьники еще не готовы разбираться в таких "сложностях". Но почему мы так решили?
helga64 писал(а): | А как вы объясняете, почему "вправО", но "справА"?? |
Если ты внимательно посмотришь на фотографию, то слева внизу как раз схематично изображено правило, которым в данном случае нужно руководствоваться
Sunny_Rain писал(а): | Напишите, пожалуйста, что это за курс русского языка, как его найти? |
У нас именно вот такие учебники http://www.vita-press.ru/124.html
Но сейчас Тимчеко-Ломакович выпустили свои учебники и в другом издательстве, там дымковская игрушка на обложке. Не знаю, может и содержание намного поменялось._________________ Как жизнь была бы проще без артиклей! |
|
Вернуться к началу |
|
|
helga64
СОискатель
На сайте с 13.01.06 Сообщения: 7155 В дневниках: 8298 Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова Карта № 021286
|
Добавлено: Чт Ноя 04, 2010 17:59 |
|
|
Ответственная мама писал(а): | Если ты внимательно посмотришь на фотографию, то слева внизу как раз схематично изображено правило, которым в данном случае нужно руководствоваться | Угу, увидела .
Слушай, ну ведь всех этих правил не запомнить!!! И грамотно пишет не тот человек, который выучил эти правила, а тот, который... эээ... сжился, что ли, с языком! Мы, всё-таки, запоминаем слова, а не правила. А правила должны быть в каком-то справочном пособии, если вдруг грамотность отшибёт . Ну и просто как исследование русского языка - можно, например, самим вывести эти правила - насочинять наречий, проанализировать, вывести закономерности
Но интересно - да! Где бы глянуть на эти учебники, чтоб не покупать... У нас никто из знакомых по таким не учится._________________ |
|
Вернуться к началу |
|
|
Ответственная мама
Первый класс вторая четверть
На сайте с 16.02.10 Сообщения: 887 В дневниках: 6 Откуда: Красноярск
|
Добавлено: Пт Ноя 05, 2010 0:39 |
|
|
helga64 писал(а): | Ну и просто как исследование русского языка - можно, например, самим вывести эти правила - насочинять наречий, проанализировать, вывести закономерности. Но интересно - да! |
Вот-вот!
helga64 писал(а): | Где бы глянуть на эти учебники, чтоб не покупать... У нас никто из знакомых по таким не учится. |
Вот нашла что-то
Но это так, отрывки из обрывков.
Добавлено спустя 2 часа 47 минут 56 секунд:
В продолжение темы о русском языке, в частности, о наречиях. Нашла вот такой ресурс http://rusgram.narod.ru/976-1031.html По-моему, здесь есть ответы на наши вопросы. И я не хвастаюсь, а просто констатирую факт, что мой ребенок может с таким текстом работать. Конечно, совместно со мной, потому что некоторые слова придется ей переводить, а некоторые вообще пропускать. Но она вполне способна участвовать в выборке из текста полезной информации. И дело здесь не только в правилах русского языка. Это навык работы со сложными текстами, навык выбора информации и ее систематизации и т.п.
Кроме того, здесь я нашла подтверждение некоторым нашим с Машкой выводам. Например, почему наречия с приставкой не имеют суффикс о. Это я к тому, что Машкина программа обучения русскому действительно работает и позволяет самостоятельно делать правильные выводы.
Что касается наречия мигом. Вот что я там нашла - многие наречия, генетически восходящие к падежным формам мотивирующих существительных, сохраняют живые связи с этими формами. В таких наречиях суффиксы омонимичны падежным флексиям мотивирующих слов. И я могу разобраться в этом именно благодаря Машкиной программе. Говоря простым русским языком, если наречие образовано от существительного, то его суффикс будет такой же как окончание этого существительного в творительном падеже. Другое дело, что в существительном мигом окончание тоже безударное, но на это есть другое правило.
А вы его знаете? Мне просто интересно, как в других программах.
_________________ Как жизнь была бы проще без артиклей!
Последний раз редактировалось: Ответственная мама (Пт Ноя 05, 2010 13:38), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
helga64
СОискатель
На сайте с 13.01.06 Сообщения: 7155 В дневниках: 8298 Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова Карта № 021286
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Ответственная мама
Первый класс вторая четверть
На сайте с 16.02.10 Сообщения: 887 В дневниках: 6 Откуда: Красноярск
|
Добавлено: Пт Ноя 05, 2010 20:22 |
|
|
helga64
Понимаешь, ты, как мне показалось, рассматриваешь обучение русскому языку исключительно с практической точки зрения - научиться грамотно писать. Я - немножко с другой. То есть я вообще обучение любому предмету рассматриваю как возможность "натренироваться" в работе с информацией. А знания по конкретным предметам, они как бы второстепенны и являются "побочным продуктом".
Нужно ли это всем? Мне кажется в этом и есть главный смысл периода школьного обучения. Все ли дети могут справиться с такой задачей? Не знаю. Вообще, я за дифференцированный подход.
Я тут недавно по телевизору смотрела передачу с одним профессором математики. Так вот он сказал: "Зачем мы изучаем в школе геометрию Евклида? Ведь не собираются же все выпускники школы быть землемерами, а больше она нигде не работает. Но благодаря ее изучению учатся рассуждать и выстраивать доказательства, т.е. логике, аргументации и т.п."
И все же, а как в вашей программе подается правописание безударных падежных окончаний существительных? Потому что тот способ, который сейчас у Машки, я не помню, чтобы мы в школе изучали.
Эх, жалко я не в Новосибе живу! Так хочется очно пообщаться! Да и с АБ встретиться!
_________________ Как жизнь была бы проще без артиклей! |
|
Вернуться к началу |
|
|
helga64
СОискатель
На сайте с 13.01.06 Сообщения: 7155 В дневниках: 8298 Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова Карта № 021286
|
Добавлено: Пт Ноя 05, 2010 20:48 |
|
|
Ответственная мама писал(а): | Мне кажется в этом и есть главный смысл периода школьного обучения. | Да, согласна! Но, опять же , НЕ НАЧАЛЬНОЙ школы.
Я упорно продолжаю считать, что сначала должно нарасти мясо - некий объём информации, пережитой, прочувствованной, прощупанной. И лишь потом можно эту информацию препарировать и обобщать.
Кстати, именно геометрии я в Мишкином обучении уделяю повышенное внимание (по кр.мере, по сравнению с программой Петерсон). Именно потоиу, что решение геометрических задач даёт возможность лучше прочувствовать математику. Ну и, "во-первых, это красиво!" (с)
Красноярск не так уж и далеко - приезжай! Мы встречаемся завтра, а потом, соответственно, 20-го ноября. Т.е. по субботам через одну._________________ |
|
Вернуться к началу |
|
|
Я-ЮлЯ
Академик
На сайте с 15.09.06 Сообщения: 16277 В дневниках: 2253 Откуда: Академ(пригород)
|
Добавлено: Ср Дек 08, 2010 22:07 |
|
|
Добрый вечер! У меня вопрос. Скажите, никто не задумывался, какие из определений грамматики русского языка ребенку нужно знать? Не для того, чтобы пройти аттестацию в школе, а для того, чтобы быть грамотным и в необходимой степени эрудированным?
Делаем с сыном уроки, сама порой путаюсь. Вот то, что мы прошли за последнее полугодие: "падежные и смысловые вопросы", "служебная и самостоятельная часть речи", более понятные "подлежащее и сказуемое", "основа предложения", "второстепенные члены предложения", "обстоятельства", "дополнения", "часть речи и члены предложения".
Определения (правила) сформулированы ужасно, задания к упражнениям на данную тематику такие же. Но, даже поняв их, думаю, ребенок забудет сразу же, как тема будет пройдена.
Стоит ли зубрить?
Если "существование" склонений и падежей я могу оправдать, то остальное...
Может я ошибаюсь, и всё это когда-нибудь будет полезным моему сыну?
Как думаете?_________________ |
|
Вернуться к началу |
|
|
Варя
Первый класс вторая четверть
На сайте с 06.02.06 Сообщения: 630 В дневниках: 100 Откуда: Новосибирск, метро Студенческая
|
|
Вернуться к началу |
|
|
helga64
СОискатель
На сайте с 13.01.06 Сообщения: 7155 В дневниках: 8298 Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова Карта № 021286
|
Добавлено: Ср Дек 08, 2010 22:33 |
|
|
Я-Юля, да, русский в общепринятых учебниках даётся ужасно. Исключение (для началки) - учебники О.Соболевой. У неё есть ещё отличная книжка "Приключения в стране Акитаммарг" ("грамматика" задом наперёд ) - в ней очень увлекательно даны многие темы нач.школы. Вторая шикарная палочка-выручалочка - это книги Татьяны Рик. Мой оболтус сейчас увлечённо читает вторую: нам дали почитать две - про прилагательное и про наречие, а в каком-то инет-магазине я обнаружила книгу про деепричастие и заказала (жду доставки). Читает, хохочет, а по итогам вполне может объяснить усвоенный "материал".
Возможно, что сдавая экстерном, вы и не столкнётесь с "падежными и смысловыми вопросами" .
"Подлежащее м сказуемое" - да, это полезные знания. "Части речи и члены предложения" - мы как-то затрагивали этот вопрос на встрече. Лично я объясняю, что части речи - это как будто разные виды жителей языкового мира , ну м.б. как разные виды животных; а члены предложения - это то, кем работает каждый вид._________________ |
|
Вернуться к началу |
|
|
мама для мамонтёнков
СОисточник
На сайте с 22.09.06 Сообщения: 910 В дневниках: 120 Откуда: Омск-Новосибирск
|
Добавлено: Ср Дек 08, 2010 23:52 |
|
|
Я-ЮлЯ писал(а): | Добрый вечер! У меня вопрос. Скажите, никто не задумывался, какие из определений грамматики русского языка ребенку нужно знать? Не для того, чтобы пройти аттестацию в школе, а для того, чтобы быть грамотным и в необходимой степени эрудированным?
Стоит ли зубрить?
Может я ошибаюсь, и всё это когда-нибудь будет полезным моему сыну?
Как думаете? |
Думаю, что на эти вопросы все родители ответят по-разному. На мой взгляд, зубрить ничего не надо, совсем не обязательно знать наизусть все формулировки правил, чтобы быть грамотным. Главное, чтобы ребёнок научился грамотно писать, а к этому можно прийти разными путями. Кому-то, возможно, и помогает зубрёжка, но мы от неё отказались. Думаю, лучше, когда грамотность в письме приходит естественно, так же как умение говорить. Мы же не учим ребёнка говорить с помощью правил: "Расположи кончик языка за зубами и произнеси такой-то звук". Мы просто говорим с ребёнком. Так и тут, думаю лучше всего просто писать. Писать письма кому-то, писать сказки, переписывать интересные отрывки из книг, можно завести дневник или блог, что угодно. А по ходу у ребёнка появятся вопросы, как то или другое правильно написать. Или можно его подвести к этим вопросам. Можно объяснить, как пользоваться словарём. Понятно, что правила всплывут, но всплывут естественно, не как абракадабра, которую надо выучить. А некоторые правила мы совсем не проходим, если ребёнок уже интуитивно понял, как то или иное грамотно писать и не делает в этом ошибок. Тогда правила могут только внести путаницу._________________ |
|
Вернуться к началу |
|
|
Я-ЮлЯ
Академик
На сайте с 15.09.06 Сообщения: 16277 В дневниках: 2253 Откуда: Академ(пригород)
|
Добавлено: Чт Дек 09, 2010 0:26 |
|
|
Спасибо большое за конкретные советы в выборе учебника. Обязательно зайду в книжный магазин, полистаю.
А насчет правил, просто наболело. Сегодня вместе с сыном узнала, что дополнение - это существительное, которое является второстепенным членом предложения, и отвечает только на падежные вопросы.
Хоть убей, не помню, что я это в школе проходила! Сын с горем пополам вроде понял, но, что-то мне подсказывает, что уже завтра все забудет._________________ |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|