готовим к новому году заранее

/Занятия и игры для детей/Детские книги

Пополняем поэтическую библиотечку (Часть вторая)

Продолжаем обзор интересных стихотворных сборников, появившихся в последнее время, которые можно рекомендовать для домашней детской библиотечки и подарков любимым детям. Напомним, что в данном обзоре рассматривается не вся возможная поэзия для детей, а только определённые издания:
- Во-первых, это новые книги, т.е. издания, появившиеся в 2011-2012 гг.;
- Во-вторых, это именно сборники, т.е. книги, в которых больше одного стихотворения;
- В-третьих, это авторские стихотворения, а не фольклор.
Даже при учёте этих строгих условий, нам есть, из чего выбирать. И довольно трудно было определиться, какие же 10 книг лучше всего подойдут для обзора? О первых пяти читайте в начале обзора. А мы продолжаем разговор…

Лев Кузьмин. Добрый день – М.: Азбука, 2012.
Серия «44 весёлых стиха» издательства «Азбука» просто на редкость удачная, нет в ней ни проходных, ни плохих книг. Изданы и Хармс, и Усачёв, и почти забытый Кушнер и ничуть не забытый всеми любимый Яснов… В этой же серии появился и долгожданный сборник стихотворений Льва Ивановича Кузьмина «Добрый день» с иллюстрациями Виктора Чижикова. Эта книга – переиздание одноимённого сборника 1978 г. (позже он был переиздан ещё дважды в 90-е гг.)
Лев Кузьмин – детский поэт и писатель, автор нескольких сотен детских стихотворений и прозаических произведений. Лев Кузьмин жил и работал в Перми (Пермская краевая детская библиотека носит его имя), но его произведения постоянно печатались в детских журналах, хрестоматиях, сборниках. Говорят, что в редакцию «Мурзилки» его произведения отнёс сам В.Астафьев. Его произведения хвалили и С.Сахарнов, и И.Токмакова. Сам поэт и писатель так характеризовал своё творчество: «По-моему, чтобы писать для детей, надо быть немного ребенком, да, да! Вы не улыбайтесь! Ведь взгляд взрослого человека - это зачастую усталый взгляд. А вот я как-то так устроен, что как ни сложна жизнь, вижу в ней светлое, то, что внушает радость, уверенность и надежду на будущее». Кстати, Лев Кузьмин вовсе не было профессионалом от филологических наук – в литературу он пришёл довольно поздно, поработав в годы войны комбайнером и трактористом и в послевоенные годы – строителем и реставратором.
Дом с колокольчиком
Стоит небольшой старинный
Дом над зелёным бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь,
То поверь,
Что в доме проснётся старушка,
Седая-седая старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
— Входи, не стесняйся, дружок!
На стол самовар поставит,
В печи испечёт пирожок
И будет с тобою вместе
Чаёк распивать дотемна,
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если,
Но если,
Но если
Ты в этот уютный дом
Начнёшь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе
Не старушка,
А выскочит Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки
И не видать пирога!


М.Яснов Здравствуйте-хвостаствуйте! – М.: Самокат, 2011.
Михаил Давидович Яснов сейчас изданиями не обижен. Издают не просто сборники его стихотворений, а даже тематические сборники. В конце прошлого года в серии Азбуки «44 весёлых стиха» появилась книга «Щенячья азбука», в издательстве Детгиз появилась поэтическая азбука М.Яснова тоже весьма «собачьей» тематики – «Эрдельтерьер и Р». Новая книжка от издательства Самокат тоже о собаках. Стоит ли удивляться тому, как детские поэты любят четвероногих «друзей человека»? Наверное, нет. Любить собак – это очень понятно, тем более, что Яснова даже на карикатурах изображают вместе с таксиком Бэрримором.
Большинство стихотворений книги ранее уже публиковались в других сборниках. Но если вы таковыми ещё не обзавелись, есть несколько причин предпочесть этот. Он очень хорошо издан – отличная бумага, высокое качество полиграфии, отсутствие опечаток. Иллюстрации Ирины Пресневцевой оригинальны и необычны, выполнены в смешанной технике – здесь совмещены рисунок, аппликация, коллаж, так что получились оригинальные собаки и такие же их хозяева.
Как радостно утром
Сбежать по ступеням,
Забыв про уют
С паровым отопленьем,
Про стулья и стол,
Пылесос и диван,
И носом уткнуться
В мороз и туман!

Как радостно видеть,
Что вновь тебе рады
Столбы и углы,
Гаражи и ограды,
Тянуть поводок,
Замышляя побег,
И шкуру, как коврик,
Почистить о снег!

Ханс и Моника Хаген. Всех любимей – ты! – М.: КомпасГид, 2011.
Книга, которая вышла в серии СтихоТворения издательства КомпасГид, довольно необычна: редко сейчас можно встретить переводы современных зарубежных детских поэтов. А эта книга как раз перевод популярного в Нидерландах сборника, созданного 10 лет назад супругами Хансом и Моникой Хаген. Здесь, кстати, дело тоже не обошлось без упомянутого уже М.Яснова – именно он выступил переводчиком книги, и это – хорошая рекомендация.
Стихи в книжке очень разные, все они – о детях и о детстве, о любви родителей к ребёнку и о том, как красив и необычен мир, когда ты маленький. Целых 23 самых разных стихотворения. Настроение книги выгодно подчёркивают очень красивые иллюстрации. И совершенно досадной помехой кажется опечатка в стихотворении о бабушке!
Три дня
Папа отвёз меня к дедушке
На три дня -
Три раза за три "перед сном"
поцеловал меня.
теперь меня дома нет,
я гощу у дедушки -
с фонариком в сумке, с халатиком
и с мишкой, плюшевым братиком.
Дедушка спрашивает:
"Что ты хочешь на ужин"?
Может, оладьи, а может, картошку фри.
не знаю, что сделает он для меня,
Пожалуй, спрошу для начала:
долго ли это - три
дня?

Тройка. Стихи русских поэтов. – М.: Московские учебники, 2011.
Стихотворения классической поэзии, казалось бы, не очень интересны современным детям, привыкшим к динамике, движению, замысловатым фантастическим сюжетам. Какие уж тут берёзки, нивы и рощи! Да и что такое «нива» не всякий школьник нынче ответит.
Кажется, что именно такие сборники классической поэзии, которые делает издательство «Московские учебники», способны пробудить интерес к стихотворениям М.Лермонтова, А.Толстого, Я.Полонского, Н.Некрасова и А.Фета (стихотворения этих поэтов вошли в состав сборника). В чём его особенность? В оформлении! Невероятно красивые реалистичные иллюстрации создал для этой книги Н.Устинов. Его пейзажи очень русские, они отпечатываются в памяти где-то рядом с картинами И.Левитана, И.Шишкина и других лучших наших живописцев. О том, как работает Н.Устинов, рассказывает другой художник, В.Чижиков: «Очень интересно наблюдать, как Коля создаёт иллюстрацию. Быстрые, мелкие движения кисти, частое слизывание акварели с кисточки, короткие мычащие звуки, срывающиеся с уст и называющиеся пением. Сначала на бумаге возникает то, что в природе появилось первым: земля, горы, море... Затем – деревья, кусты, ручейки, то есть то, что возникло позже, а потом уже люди, лошади и прочая живность. Иллюстрируя книгу, Устинов готовые рисунки пришпиливает к стенам своей рабочей комнаты, а когда стен не хватает, крепит их к потолку, постепенно замыкая себя в этакое «Устиновское пространство». Любит, чтобы вся проделанная работа была перед глазами. Любимая тема Коли – наша природа, природа средней полосы России… Идёт ли он за грибами, за ягодами – альбом всегда с ним. Один наш общий приятель, очутившись в переславских лесах, как-то шутливо проворчал, глядя вокруг себя: «Ну до чего же противно! Куда ни посмотришь, везде Устинов!»
Илья Муромец (А.Толстой)
     1
Под броней с простым набором,
   Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором
   Дедушка Илья;
           2
Едет бором, только слышно,
   Как бряцает бронь,
Топчет папоротник пышный
   Богатырский конь.
           3
И ворчит Илья сердито:
   «Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
   Как ты проживешь?
           4
Двор мне, княже, твой не диво,
   Не пиров держусь,
Я мужик неприхотливый,
   Был бы хлеба кус!
           5
Но обнес меня ты чарой
   В очередь мою —
Так шагай же, мой чубарый,
   Уноси Илью!
           6
Без меня других довольно:
   Сядут — полон стол;
Только лакомы уж больно,
   Любят женский пол.
           7
Все твои богатыри-то,
   Значит, молодежь —
Вот без старого Ильи-то
   Как ты проживешь!
           8
Тем-то я их боле стою,
   Что забыл уж баб,
А как тресну булавою,
   Так еще не слаб!
           9
Правду молвить, для княжого
   Не гожусь двора,
Погулять по свету снова
   Без того пора.
           10
Не терплю богатых сеней,
   Мраморных тех плит;
От царьградских от курений
   Голова болит;
           11
Душно в Киеве, что в скрине, —
   Только киснет кровь,
Государыне-пустыне
   Поклонюся вновь!
           12
Вновь изведаю я, старый,
   Волюшку мою —
Ну же, ну, шагай, чубарый,
   Уноси Илью!»
           13
И старик лицом суровым
   Просветлел опять,
По нутру ему здоровым
   Воздухом дышать;
           14
Снова веет воли дикой
   На него простор,
И смолой и земляникой
   Пахнет темный бор.


Вера Инбер. Сеттер Джек. – М.: Текст, 2012.
Книга со стихотворениями Веры Инбер – довольно хитрая, это одно из изданий, адресованных сразу и детям, и взрослым. Дети и взрослые увидят по-своему как стихотворения Инбер, так и рисунки, созданные для книги Натальей Салиенко. Есть в сборнике совершенно «материнские» стихи – для дочери, для «сына, которого нет», есть очень нежные и детские, всего под одной обложкой собрано семь стихотворений.
Эту поэтессу издают настолько редко, что читатели почти успели забыть, о чём же и как сочиняла Вера Инбер? М. Яснов напоминает нам: «Вера Инбер писала для детей в духе маршаковской школы: школа эта ввела в широкий обиход рассказ или повесть в стихах – сюжетную историю, написанную скорее по законам прозы, чем лирического стиха, однако со всей атрибутикой, присущей именно стихотворному произведению». А иллюстрации, сделанные Н.Салиенко к этой книге, очень хорошо характеризует художник Е.Подколзин: «Иллюстрации, помимо очевидных пластических, композиционных и др. достоинств интересны реминисценцией к советскому изобразительному искусству начала 1930-х годов. В результате книжка лишена дурной "позитивности" и "детской" легковесности, характерных для нынешнего детсколитературного мейнстрима..»

У сороконожки
Народились крошки.
Что за восхищенье,
Радость без конца!

Дети эти — прямо
Вылитая мама:
То же выраженье
Милого лица.

И стоит пригожий
Дом сороконожий,
Сушатся пеленки,
Жарится пирог,

И стоят в порядке
Тридцать три кроватки,
В каждой по ребенку,
В каждой сорок ног.

Папа с ними в дружбе.
Целый день на службе,
А когда вернется
В теплый уголок,—

Все играют в прятки,
Куклы и лошадки,
Весело смеется
Сам сороконог,

Все растет на свете —
Выросли и дети.
Носится орава
С самого утра.

Мать-сороконожка,
Погрустив немножко,
Говорит: «Пора вам
В школу, детвора».

Но ходить по школам
Невозможно голым,
Согласился с этим
Папа,— ну и что ж?

Мама же сказала:
«Сосчитай сначала,
Сколько нашим детям
Надобно калош».

Для такой работы
Папа вынул счеты.
«Тише, дети, тише!
Папа снял сюртук».

Если каждой ножке
Нужно по калошке,
То для всех детишек
Сколько ж это штук?

«Трижды сорок восемь,
Девять переносим,
Это будет двести,
Да один в уме...»

Захирела печка,
Догорела свечка
Папа с мамой вместе
Счет ведут во тьме.

А когда же солнце
Глянуло в оконце,
Захотелось чаю,
Но сказала мать:

«Слишком много ножек
У сороконожек.
Я изнемогаю».
И пошла гулять.

Видит — в луже тихо
Дремлет аистиха,
Рядом — аистенок
На одной ноге.

Мать сказала плача:
«Аистам удача —
Вот какой ребенок
Нужен был бы мне!

Слишком много ножек
У сороконожек.
Ноги — это гадость,
Если много ног.

Аист — он хороший,
Он одной калошей
Мамочке на радость
Обойтись бы мог».

 

 

02.03.2012

Блог Евгении Шафферт:

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь