Марлен Дитрих: актриса, не созданная для материнства
Имя Марлен Дитрих занесено в список величайших актрис Голливуда, оно занимает там девятую строку. Известная актриса и певица была одним из первых мировых секс-символов. Марлен Дитрих пользовалась невероятной популярностью при жизни, она и сейчас по-прежнему вызывает большой интерес.
Всемирная слава заменила ей семью и любовь, в том числе... и к собственной единственной дочери.
Мария Магдалена родилась в Шёнеберге, предместье Берлина, 27 декабря 1901 года. Отец, Луи Эрих Отто Дитрих, имел звание лейтенанта полиции. Мама, Вильгельмин Йозефин Фельзинг, была из зажиточной семьи торговцев-часовщиков, работала экономкой в богатом доме. Мария стала второй дочерью в семье. Когда Мари было шесть лет, отец бросил семью. Луи Дитрих был аристократом и плейбоем, Йозефина не смогла обуздать его и вымещала впоследствии все накопившиеся по его поводу эмоции на дочерях.
Вскоре после ухода из семьи Луи Дитрих погиб, мать Мари снова вышла замуж. Мари отца почти не помнила, до 18 лет она носила фамилию отчима - фон Лош.
У матери маленькой Мари был очень жесткий характер, но, несмотря на это, она не запрещала дочери заниматься тем, что ей нравилось – музыкой, которой девочка увлеклась ещё в начальных классах гимназии. Сначала она научилась играть на лютне, потом освоила скрипку.
После окончания первой мировой войны мать, чтобы уберечь дочь в смутное время, отправила её на учёбу в закрытый пансион Веймара, подальше от Берлина. Там Мари жила четыре года, совершенствуя мастерство игры на скрипке. В1922 году девушку взяли в состав оркестра в кинотеатре, где Мари и её коллеги озвучивали немое кино.
" Однако девушке пришлось покинуть оркестр очень быстро: вместо того, чтобы смотреть в ноты, музыканты не сводили с нее глаз, постоянно сбивались и путались – Мари выросла красавицей.
Зато недолгая работа в кинотеатре способствовала тому, что у Мари появилось настойчивое желание стать актрисой.
В 19 лет Мария Магдалена берет псевдоним Марлен Дитрих (его первая часть склеена из имен Мария и Магдалена). Она снимается в рекламе белья и выступает в кабаре. Начинаются и съемки в кинокартинах, пока не очень успешные: первые 18 фильмов с участием Марлен Дитрих провалились.
В 1923 года на съемках немого фильма «Трагедия любви» Дитрих встретила Рудольфа Зибера, администратора картины. На тот момент он был помолвлен с другой девушкой, но это не помешало Дитрих закрутить с ним романтические отношения – она считала, что это может помочь в кинокарьере. Период ухаживаний длился недолго, влюбленные быстро поженились. А уже в 1924-м стали родителями дочери Марии, единственного ребёнка актрисы. Не обременяя себя материнскими обязанностями, в 1925 году Марлен возобновляет работу в театре и кино.
Позже её дочь писала: «Я часто видела в парке маленьких девочек, которые обнимали своих мам, брали их за руку, прижимались к ним. С моей матерью этот номер бы не прошел. Не то чтобы она оттолкнула меня или рассердилась бы, если бы я так поступила. Я просто не смела, пока она не даст позволения. Моя мать была как бы «её королевское величество». Когда она говорила, все слушали. Когда она двигалась, все смотрели. В трехлетнем возрасте я совершенно определенно знала: моя мать не просто мать, нет, я принадлежу королеве. Как только это уложилось у меня в голове, я стала вполне довольна своей судьбой. Лишь много позже я начала тосковать по настоящей матери, какая есть у нормальных людей».
Позже Марлен вспоминала, что её замужество с Рудольфом больше смахивало на анекдот, чем на супружество. После того, как родилась дочь, между супругами прекратилась интимная близость. Через два года они тихо разъехались, дочь Мария осталась с отцом, и каждый устраивал свою личную жизнь по собственному усмотрению.
" Но официально они не разводились, так и считались мужем и женой до тех пор, пока в 1976 году не умер Рудольф.
В 1930 году Марлен познакомилась с кинорежиссером Джозефом фон Штернбергом и снялась в его картине «Голубой ангел». Картина получила мировую известность, а тандем режиссера и актрисы – приглашение в Голливуд. Там они создали несколько культовых фильмов, особое место среди них занимает картина «Марокко», где Марлен Дитрих впервые снялась в мужском костюме и флиртовала в таком виде с женщинами. К Марлен пришла всеамериканская слава. В этот момент Дитрих решила, что дочь должна жить с ней. После длительных уговоров Марлен убедила мужа отдать ей девочку. Однако матерью она была плохой. Марию пугала частота и стремительность перевоплощений Марлен в жизни.
" Утром из дома уходит преувеличенно ласковая мать, возвращается вечером, под руку с фон Штернбергом, капризная, поджимающая губки любовница, а ночью в ресторане мадам Дитрих в смелом наряде на грани фривольности флиртует со всеми мужчинами подряд.
После «Марокко» Марлен Дитрих на всю жизнь попадает под неотступный прицел желтой прессы. Публику интересовали не столько талант и внешность кинозвезды (все это можно было видеть на экране), сколько ее любовные похождения. Несмотря на наличие штампа в паспорте, Марлен вела бурный образ жизни, у нее была масса романов и поклонников. Молва приписывает Марлен Дитрих близкие отношения со многими выдающимися мужчинами и женщинами. Среди ее «любовников» числятся Эрих Мария Ремарк, Жан Габен, Эрнест Хемингуэй, Ингмар Бергман, Альфред Хичкок, Гарри Купер, Морис Шевалье. Среди «любовниц» — Габриэль Сидони Колетт (известная французская писательница начала XX в., мим-актриса, превратившая стриптиз в искусство), Эдит Пиаф, знаменитая голливудская сценаристка Мерседес ди Акоста и Клэр Уолдофф, партнерша Марлен по голливудским фильмам. Именно Клэр помогла немке обрести вторую сценическую профессию, научив неподражаемую Марлен петь.
Выступления Дитрих пользовались несомненным успехом, хотя она и не обладала сильным голосом. Врожденная музыкальность в сочетании с жестковатым контральто буквально притягивала слушателей. Многие отмечали, что певица поет очень искренне, от души.
Марлен Дитрих оказала большое влияние и на сценическую моду. Она первой появилась на публике в шортах, высоких сапогах и белом цилиндре. Она же придумала «раздевающее» платье, в котором тщательно подобранные вставки, блестки и стразы создавали эффект обнаженного тела. Наконец, Марлен Дитрих первой вывела на экран образ гиперсексуальной феминистки с манерами, восторгавшими и мужчин, и женщин.
" Да и возможностью свободно носить брючные костюмы современные женщины обязаны Марлен Дитрих!
Подтяжка лица — тоже изобретение нашей героини. Ещё до того, как подобные операции стали выполнять пластические хирурги, Марлен Дитрих «подтягивала» свое лицо самостоятельно, при помощи медицинского лейкопластыря.
Пока Дитрих блистала во всех областях и ипостасях, рядом с ней росла дочь. В 1934 году Мария снялась вместе с матерью в фильме «Распутная императрица» в роли Екатерины II, она сыграла императрицу в детском возрасте. Эту роль девочка получила лишь потому, что была похожа на мать.
Дочь знаменитой актрисы школу не посещала. Дитрих хотела, чтоб она всегда была рядом, и наняла гувернанток. По словам Марии, это решение объяснялось не материнской любовью.
" Дитрих смотрела на дочь как на собственность, а у собственности не может быть своих взглядов и желаний.
Правда, в конце 30-х Марлен все же смягчилась и отпустила дочь ненадолго на учёбу в Швейцарию.
После того, как в Германии к власти пришли фашисты, руководство Третьего Рейха делало все возможное, чтобы вернуть «великую маленькую немку» на родину. Ее пытались заинтересовать материально, обещая просто заоблачные суммы гонораров за каждую ленту, снятую в Германии. Но Марлен ненавидела нацизм всей душой и категорически отказалась возвращаться. Она даже отвергла предложение министра пропаганды Йозефа Геббельса стать «королевой немецкого кино» и приняла американское гражданство в 1939 году. Дитрих стояла у истоков антифашистского радиовещания на Германию.
" За активное участие в борьбе с нацизмом Марлен была удостоена звания Рыцаря французского Почетного легиона и награждена американской «Медалью за свободу».
Во время Второй мировой войны дочь Марлен Мария поступила в актёрскую школу в Голливуде. После её окончания, в 1943 году, вышла замуж за Дина Гудмана, но этот брак закончился разводом. Незадолго до окончания войны Мария вместе с матерью выступила в Европейском театре и приняла участие в Концертной программе, с которой Марлен Дитрих гастролировала по Европе перед американскими войсками.
Вернувшись в США в 1947 году, Мария вышла замуж во второй раз за Уильяма Риву и счастливо жила с ним всю жизнь, родив четверых сыновей. Кроме съёмок в кино, Мария Рива выступала в театрах, в том числе в 1954 году на Бродвее. В 1950-е она принимала участие во многих телевизионных программах в прямом эфире из Нью-Йорка. Она была удостоена премии «Эмми» в номинации «лучшая актриса» в 1952 и 1953 годах.
" В 1988 году Мария Рива сыграла свою последнюю роль в фильме Ричарда Доннера «Новая рождественская сказка», после чего прекратила актёрскую деятельность.
Сама же Марлен Дитрих с 1946 по 1951 год снова регулярно снималась в кино. В 1948 году она сыграла одну из главных ролей в фильме Билли Уайлдера «Зарубежный роман», который считается её лучшим фильмом после прекращения работы со Штернбергом. В 1953 году в Лас-Вегасе началась её новая успешная карьера в качестве певицы и конферансье. Она всё реже появлялась на экране, при этом сама выбирала роли и снималась в эпизодах за крупные гонорары.
В 1964 году с большим успехом прошли концерты Марлен Дитрих в Москве и Ленинграде.
В конце сентября 1975 года на концерте в Сиднее Марлен Дитрих упала в оркестровую яму и сломала шейку бедра. После восьмимесячной госпитализации в Нью-Йорке ей пришлось завершить карьеру. В мае 1976 года, выписавшись из больницы, она отправилась в Париж и заперлась в своей квартире. Артистка вела уединенный образ жизни, ни с кем не общалась, только избранные могли переступить порог её дома.
" На протяжении последних тринадцати лет она не вставала с постели. Всё это время её делами занималась дочь Мария.
Постоянное лежачее положение и увлечение спиртными напитками привели к тому, что начались проблемы с почками. Марлен Дитрих умерла 6 мая 1992 года, на 91-м году жизни.
Отношение к матери у Марии Ривы довольно противоречивое. С одной стороны, это восхищение. С другой — она рассказывает о чудовищном эгоизме и властности Дитрих. Годы спустя дочь отомстила за бездушие своей матери, выпустив мемуары "Моя мать Марлен", в которых представила её никчемной и тщеславной развратницей. Некоторые подробности из скандальной книги даже коробят. «Моя мать была монстром» — однажды сказала Мария Рива.
Мария Карташова,
21.11.20